Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание частицы не с глаголами - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с правилом написания частицы не с глаголами; формировать умение раздельно писать частицу не с глаголом; развивать речь и навыки культурного поведения в ходе составления рекомендаций, как не надо вести себя за столом; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Заслушивание составленных рассказов на тему “Как я забочусь о своём младшем брате (сестре)”.
2. “Орфографическая минутка”: учитель называет глагол, а ученики определяют число глагола и комментированно записывают его в другом числе: жил (жили), поёт (поют), летят (летит), журчит (журчат), говорят (говорит).
Ответ на вопрос: “О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из глаголов?”
3. Чтение темы урока “Правописание частицы не с глаголами”. Определение познавательной задачи и целей урока.
4. Формирование представлений о правописании частицы не с глаголами. Выполнение заданий (учебник, упр. 135, с. 78).
5. Чтение сведений о правописании частицы не с глаголом (учебник, с. 78). Осмысление прочитанного, приведение своих примеров.
6. Чтение пословиц, объяснение их смысла. Нахождение в предложениях глаголов с обоснованием правильности ответа, постановка вопросов к каждому глаголу (что делай? не хвались, не дразни, не ленись).
Запись по памяти одной из пословиц (учебник, упр. 136, с. 78).
7. Выполнение заданий (учебник, упр. 137, с. 79). Выразительное чтение стихотворения В. Берестова.
Определение, какие слова рифмуются, какими частями речи они являются, что означает слово гололедица, какие звуки произносятся на месте букв -тся в глаголах.
Учитель замечает, что в глаголах никогда не пишется на конце слова буквосочетание -ца, оно может быть только у имён существительных. Ответы на вопрос: “Как образовалось слово гололедица?” (Голый лёд, лёд без снега.)
8. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: “Что нового узнали на уроке? Как пишется частица не с глаголами? Проверьте классную работу. Оцените, насколько хорошо вам удалось научиться правильно писать частицу не с глаголами”.
Домашнее задание
Выполнить задания учебника (упр. 136, с. 78) и “Рабочей тетради” (упр. 81, с. 38).