Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание собственных имён существительных - Урок 2 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с происхождением русских фамилий и написанием названий произведений как имён собственных; формировать умения находить имена собственные в тексте, информацию о происхождении своей фамилии (из справочной литературы в библиотеке, из Интернета); развивать речь в ходе составления и записи ответов на вопросы; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Заслушивание составленных рассказов по картине В. М. Васнецова “Богатыри”.
2. Воспроизведение знаний об именах собственных и именах нарицательных. Ответ на вопрос: “Что нужно знать о написании имён собственных, называющих имена, отчества и фамилии людей? Какие имена собственные встретились в упражнениях, заданных на дом? Объясните их написание”.
Разгадывание ребусов (“Рабочая тетрадь”, упр. 59, с. 28), запись имён.
3. Постановка познавательных задач урока: “Какие имена существительные относятся к именам собственным? Что нужно знать об их написании?” Обсуждение целей урока.
4. Чтение текста (учебник, упр. 95, с. 55). Ответ на вопрос: “Что нового узнали из текста?” Выполнение заданий упражнения. Работа со словарным словом фамилия (значение, произношение, написание).
5. Наблюдение за кратким обозначением имён и фамилий. Выполнение заданий учебника (упр. 96, с. 55). Запись фамилий по алфавиту. Запись фамилии ученика с кратким обозначением его имени и отчества (например, В. И. Петров).
6. Обсуждение: “Как вы думаете, как и откуда произошли русские фамилии?” Чтение рубрики “Страничка для любознательных”. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: “Что нового вы узнали из прочитанного текста? Что вас заинтересовало? Подумайте, может быть, и вы разгадаете тайну своей фамилии”.
7. Упражнение в составлении предложений — ответов на вопросы. Чтение вопросов (учебник, упр. 97, с. 57), обсуждение ответов. Вопросы: “Кто написал рассказ “Музыкант”? Что уже дано в вопросе? (Название рассказа.) Что неизвестно? (Кто написал рассказ.)”. Построение ответа от известного к новому: “Рассказ “Музыкант” написал В. В. Бианки”. Запись ответа на любой вопрос. Подчёркивание заглавной буквы в именах собственных.
8. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 57) с использованием приёма “чтение с пометами” (учащиеся, читая текст, на полях карандашом делают пометы: “+” — это я уже знаю; “?” — это мне неизвестно; “!” — это очень интересно). Обсуждение: “Что было уже известным? Что оказалось новым?”
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового об именах собственных вы узнали на уроке? Что могут называть (обозначать) имена собственные?”
Домашнее задание
Выполнить задания учебника (упр. 98, с. 57), найти информацию о происхождении своей фамилии.