Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам
ЦЕЛИ УРОКА: учить описывать репродукцию картины, определять ее тему и главную мысль; последовательно воспроизводить содержание рисунка в тексте, пользуясь вопросами плана; учить выбирать слова для передачи высказываемой мысли; правильно записывать предложения и части текста.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут упражняться в умении последовательно воспроизводить содержание репродукции в тексте по вопросам и опорным словам, в умении правильно записывать предложения и части текста.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка выполненного задания в рабочей тетради на с. 54, упр. 116.
2. Актуализация знаний
Сегодня мы будем описывать животное, а чтобы понять, о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку.
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это? (Лось.)
— В толковом словаре С. Ожегова лось описывается так: «это крупное парнокопытное животное семейства оленей с широкими уплощёнными рогами».
3. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине по вопросам.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 118, упр. 191. Подготовка к сочинению. Работа с «Картинной галерей» учебника, с репродукцией картины Александра Степановича Степанова «Лоси». Рассматривание репродукции картины, определение её темы и темы предстоящего сочинения.
Анализ репродукции картины по вопросам к упражнению. Анализ содержания рисунка по вопросам, обсуждение частей сочинения; составление предложений по репродукции картины с использованием опорных слов. Вводная часть (почему картина имеет такое название?), основная часть (описание животных), заключительная часть (отношение детей к содержанию рисунка).
Обсуждение фрагментов текста и первого предложения в каждой части; отбор слов, которые можно использовать для точной передачи содержания репродукции.
Запись текста или предложений из составленного текста с комментированием.
5. Самостоятельная работа
Самопроверка написанного текста.
6. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 117 на с. 54.
7. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
Заслушивание отдельных рассказов, составленных учащимися (по желанию самих авторов рассказов).