Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - Урок 2

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - Урок 2

ЦЕЛИ УРОКА: учить различать имена существительные по общим и конкретным лексическим значениям и вопросам, развивать умение воспроизводить лексическое значение слов.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся приобретут первоначальное умение различать имена существительные по общим и конкретным лексическим значениям и вопросам.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 24, упр. 51.


2. Актуализация знаний

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Всему название дано —

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг— полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами —

И всё, что в памяти у нас,

Означено ... . (словами).

— Определите, о чём идёт речь. Запишите.

• Комната для занятий в школе. (Класс.)

• Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал.)

• Столица нашей Родины... (Москва.)

• Домашняя птица с ярким разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. (Петух.)

• Лиственное дерево с тонкими коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. (Берёза.)

— К какой части речи относятся эти слова? Докажите правильность своего ответа.


3. Целеполагание

— Сформулируйте тему нашего урока. (Имя существительное.)

Уточните учебно-познавательную задачу урока. (Что такое имя существительное.)


4. Работа по теме урока

— Вспомните, что вы знаете об именах существительных. Работа по учебнику. С. 46, упр. 78. Выразительное чтение стихотворных строк. Устное выполнение заданий к упражнению. Обобщение: слова, называющие качества, черты характера человека и отвечающие на вопрос что?, — это тоже имена существительные.

Чтение рубрики «Страничка для любознательных. Значения имён существительных» (учебник, с. 47). Обращается внимание на обобщенность категориального значения предметности у имени существительного, предмет мыслится в широком смысле слова (конкретные предметы, события, чувства, живые существа, растения и др.).

— Какие слова мы относим к именам существительным?

Почему имена существительные получили такое название?

Работа по учебнику. С. 47, упр. 79. Воспроизведение знаний: как распознать имена существительные среди других слов? Чтение слов и распознавание среди них имён существительных.

Работа по учебнику. С. 47, упр. 79 (продолжение). Составление предложений из слов, запись предложений.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику. С. 47, упр. 79 (продолжение). Запись над именами существительными частей речи. Разбор любого предложения по членам предложения: подчёркиваются главные члены, к второстепенным ставится вопрос.

— Каким членом предложения могут быть имена существительные? (Подлежащим, второстепенным членом.)


6. Самостоятельная работа

Выполнение задания в рабочей тетради на с. 25, упр. 53 (по рядам).

1 ряд: выполнение задания к упражнению со словами первого столбика.

2 ряд: выполнение задания к упражнению со словами второго столбика.

3 ряд: выполнение задания «упражнению со словами третьего столбика.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 52 на с. 25.

Подобрать и записать по пять имён существительных, отвечающих на вопрос кто? или что?


8. Подведение итогов урока

— Почему имя существительное получило такое название?

Как различить имена существительные среди других слов? Какую роль выполняют в предложении (тексте) имена существительные? Каким членом предложения они могут быть?






Для любых предложений по сайту: [email protected]