Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - Урок 2
ЦЕЛИ УРОКА: учить различать имена существительные по общим и конкретным лексическим значениям и вопросам, развивать умение воспроизводить лексическое значение слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся приобретут первоначальное умение различать имена существительные по общим и конкретным лексическим значениям и вопросам.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 24, упр. 51.
2. Актуализация знаний
Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Всему название дано —
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг— полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами —
И всё, что в памяти у нас,
Означено ... . (словами).
— Определите, о чём идёт речь. Запишите.
• Комната для занятий в школе. (Класс.)
• Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал.)
• Столица нашей Родины... (Москва.)
• Домашняя птица с ярким разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. (Петух.)
• Лиственное дерево с тонкими коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. (Берёза.)
— К какой части речи относятся эти слова? Докажите правильность своего ответа.
3. Целеполагание
— Сформулируйте тему нашего урока. (Имя существительное.)
Уточните учебно-познавательную задачу урока. (Что такое имя существительное.)
4. Работа по теме урока
— Вспомните, что вы знаете об именах существительных. Работа по учебнику. С. 46, упр. 78. Выразительное чтение стихотворных строк. Устное выполнение заданий к упражнению. Обобщение: слова, называющие качества, черты характера человека и отвечающие на вопрос что?, — это тоже имена существительные.
Чтение рубрики «Страничка для любознательных. Значения имён существительных» (учебник, с. 47). Обращается внимание на обобщенность категориального значения предметности у имени существительного, предмет мыслится в широком смысле слова (конкретные предметы, события, чувства, живые существа, растения и др.).
— Какие слова мы относим к именам существительным?
Почему имена существительные получили такое название?
Работа по учебнику. С. 47, упр. 79. Воспроизведение знаний: как распознать имена существительные среди других слов? Чтение слов и распознавание среди них имён существительных.
Работа по учебнику. С. 47, упр. 79 (продолжение). Составление предложений из слов, запись предложений.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику. С. 47, упр. 79 (продолжение). Запись над именами существительными частей речи. Разбор любого предложения по членам предложения: подчёркиваются главные члены, к второстепенным ставится вопрос.
— Каким членом предложения могут быть имена существительные? (Подлежащим, второстепенным членом.)
6. Самостоятельная работа
Выполнение задания в рабочей тетради на с. 25, упр. 53 (по рядам).
1 ряд: выполнение задания к упражнению со словами первого столбика.
2 ряд: выполнение задания к упражнению со словами второго столбика.
3 ряд: выполнение задания «упражнению со словами третьего столбика.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 52 на с. 25.
Подобрать и записать по пять имён существительных, отвечающих на вопрос кто? или что?
8. Подведение итогов урока
— Почему имя существительное получило такое название?
Как различить имена существительные среди других слов? Какую роль выполняют в предложении (тексте) имена существительные? Каким членом предложения они могут быть?