Звуки [з] и [з'], буква Зз (с. 6-7) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [з] и [з'], буква Зз (с. 6-7) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование умения различать звуки [з] и [з’] в словах;

б) знакомство с буквой Зз, формирование умения читать слова с этой буквой;

в) развитие умений составлять описание по опорным словам, рассказывать сказку;

г) развитие умения делить текст на части;

д) развитие творческого воображения учащихся, умения связывать слова по смыслу.

Ход урока

1. Выделение звука [з] из слова, его анализ.

— Петрушка опять приготовил для вас загадку “Летом серый, зимой белый”. Кто это? (Заяц.)

— Какой первый звук в этом слове? (Звук [з].) Гласный или согласный? (Согласный, так как зубы почти сжимаются, кончик языка сближается с зубами и воздух с трудом проходит сквозь узкую щель.)

2. Сопоставление звуков [з] и [з’].

— Когда зайчик бывает белый? (Зимой.)

Анализ слова “зима”, выделение мягкого звука [з’], его характеристика.

3. Создание читательского мотива в изучении буквы.

— О зайце придумано не только много загадок, но и сказок. Сегодня вы сможете почитать одну из этих сказок, если научитесь читать букву, которой обозначаются звуки [з] и [з’].

4. Работа с “Азбукой”. Знакомство с буквой Зз.

— Для обозначения звуков [з] и [з’] используется буква Зз.

5. Чтение слогов: зы — за — зо — зе — зи.

Сопоставительное чтение слогов, записанных на доске: зы — зи, зэ — зе, зо — зё.

6. Соотнесение звуков и букв в слове “зима”.

— Рассмотрите рисунок в “Азбуке”. Какое время года изображено? (Зима.) Найдите звуковую схему этого слова. Сколько звуков в слове? Назовите каждый звук. Прочитайте слово, записанное буквами, которые обозначают эти звуки.

7. Чтение слов. Работа в паре.

— Прочитайте “зимние” слова. (Узоры — озёра, морозы — берёзы, снег — сугробы.) Проверьте чтение слов друг у друга.

8. Описание зимней природы по опорным словам.

— С помощью этих слов попробуйте описать картину зимней природы.

9. Лексическая работа. Соотнесение звуков и букв в слове “изба”.

— Посмотрите на дома, изображённые на рисунке. Как называются такие дома русских крестьян? (Избы.) Найдите звуковую схему слова “изба”. Сколько звуков в этом слове? Какие? Прочитайте слово, записанное буквами, которые обозначают эти звуки.

10. Выяснение знания учащимися содержания сказки “Лиса и заяц”.

— Чем отличается на рисунке одна изба от другой? (Одна изба ледяная, другая — деревянная.) Ситуацию из какой сказки это вам напоминает? (Про зайца и лису.) Начинается эта сказка так: “Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца — лубяная”.

Как названа изба в сказке и почему? (Избёнка, т. е. маленькая.) Что такое лубяная? (Сделанная из луба — коры деревьев.) Почему именно у зайца была лубяная избёнка? (Зайцы обгрызают кору с деревьев.)

11. Подготовка к чтению сказки “Лиса и заяц” по “Азбуке”.

— Изучив новую букву, вы уже можете не только слушать сказку, рассказывать её, но и сами читать. Но прежде найдите слова, которые написаны над текстом сказки. Прочитайте их. (Сказка — сказ — рассказ.) Чем отличается сказка от рассказа, или сказа, как называли его в старину? (В сказке животные действуют, как люди.)

12. Чтение по “Азбуке” отрывка из сказки “Лиса и заяц”.

13. Окончание сказки в пересказах учащихся.

14. Дочитывание сказки учителем по книге.

— Вы послушали окончание сказки со слов ребят, а теперь послушайте, как об этом говорится в книжке.

15. Разыгрывание эпизода сказки.

— Что было интереснее: слушать окончание сказки со слов ребят или слушать, как это написано в книжке? (Слушать, как это написано в книжке.) Сказку нужно учиться рассказывать: использовать сказочные слова, передавать с помощью голоса, мимики, жестов её содержание.

Давайте расскажем и покажем, как петушок прогоняет лису из чужой избушки. Кто хочет выступить в роли петушка? Каким нужно изобразить его? (Держит косу на плече, голова гордо поднята, идёт, высоко поднимая колени.) Какие слова кричит петушок? (Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!) Кто хочет выступить в роли лисы? Как нужно изобразить её? (Сидит притаившись.) Какие слова должна произносить лиса и каким голосом? (Говорит испуганно: “Одеваюсь... Обуваюсь...”)

16. Работа на с. 7. Целевая установка.

— Закрепим изученное. Что значит “закреплять”? (Делать крепким, прочным, устойчивым.) Будем закреплять знания о букве Зз и умение читать с этой буквой слова а также предложения, рассказы.

17. Рассматривание рисунка.

— Что делают девочки? Какие цветы они ставят в вазу? Как вы думаете, по какому поводу они принесли эти цветы?

18. Подготовка к чтению текста. Работа в паре.

— Окончательные ответы на эти вопросы поможет дать текст рассказа. Чтобы подготовиться к его чтению, прочитайте слова в столбиках. Проверьте чтение друг у друга.

19. Чтение рассказа “Мимоза” по предложениям.

20. Анализ содержания прочитанного по вопросам с перечитыванием текста.

— Что привезли в магазин? Что случилось в магазине с мимозой и почему? Что значит “сникла от мороза”?

Кто купил мимозу? Почему девочки решили купить увядающую мимозу? (Они пожалели цветок.) Куда Роза поставила мимозу? Как отблагодарила мимоза девочек за заботу? (Она снова расцвела.)

21. Деление текста на части.

На доске план текста.

1) Мимоза в магазине. 2) Зина и Роза купили мимозу. 3) Роза спасла мимозу.

— Надо перечитать текст по частям, но эти части не выделены абзацами. Постарайтесь найти эти части по плану. Прочитайте пункты плана. Сколько частей надо выделить в тексте? О чём должно говориться в первой части. Найдите и прочитайте предложения, в которых об этом говорится.

Работа продолжается по заданному образцу.

22. Коммуникативно-речевая задача.

— Вчера мне пришлось быть свидетельницей того, как Ваня звал Аню погулять, а Аня отнекивалась, говорила, что холодно. Тогда Ваня тоже не пошёл гулять, и ребята целый вечер просидели у телевизора. Как бы вы убедили Аню, что после школы надо обязательно гулять, даже зимой? (Учащиеся высказывают свои аргументы: надо дышать свежим воздухом; надо кататься на коньках и на лыжах, и тогда не будет холодно; погода не бывает плохой, надо только уметь одеться по погоде; с друзьями всегда тепло.)

23. Чтение пословицы “У зимы морозы, а у лета грозы”.

— Жаль, что Аня и Ваня не знали пословицы, которую вы найдёте в “Азбуке”. Прочитайте эту пословицу, объясните её смысл. (Плохая погода бывает в любое время года, и не надо сидеть зимой дома, дожидаясь лета.)

24. Текст “Лето или зима?”.

— Прочитайте слова в первом столбике. Зимние или летние явления природы называют эти слова? (Зимние явления природы.)

— Прочитайте слова во втором столбике. О зиме или лете можно рассказать с помощью этих слов? (О лете.) Подберите слова по смыслу к словам, заданным в столбике. Что растёт летом? Кто поёт летом? Что светит? Что созревает?

25. Чтение скороговорки “Зимним утром от мороза на заре звенит берёза”.

— Почему звенит берёза? (Её обледеневшие ветки, качаясь на ветру и касаясь друг друга, издают звон.)

26. Подведение итогов.

— Чему вы учились на уроке? (Читать новую букву, читать сказку с новой буквой в словах, рассказывать эту сказку и т. п.)

— О каких парных звуках по звонкости-глухости вы узнали?

Оценка выполнения поставленной учебной задачи.

— Кто может сказать о себе, что закрепил свои знания и умения в чтении?






Для любых предложений по сайту: [email protected]