Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука (с. 104-105) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Знакомство с правилом чтения букв е, ё, стоящих в слове после букв, обозначающих согласные звуки;
б) развитие чувства слова, обогащение речи;
в) воспитание интереса к прошлому страны;
г) воспитание ценностного отношения к общению с природой.
Ход урока
1. Отгадывание загадки (от лица Вани). Создание проблемной ситуации.
Как по полю чёрному
Белый зайчик скачет.
Учит неучёного,
Как решать задачу.
(Мел)
— Попробуем записать отгадку (или составить её из букв разрезной азбуки). С какого звука начинается слово “мел”? (Со звука [м’].) Поставьте соответствующую букву. Какой следующий звук в слове вы слышите? (Звук [э].) Попробуйте обозначить этот звук известными вам буквами. (Дети ставят букву э.) Прочитайте, что получилось. ([мэ].) А надо [м’э]. Как быть?
2. Разрешение проблемной ситуации.
— Кто знает, какую букву нужно использовать? (Выслушиваются ответы детей.) Действительно, нужно написать букву е. Если она стоит после буквы, обозначающей согласный звук, то она указывает на мягкость этого согласного звука и читается как [э]. Прочитайте все вместе: “ме”. Какой последний звук в слове осталось обозначить буквой? (Звук [л].) Поставьте недостающую букву и прочитайте всё слово: мел.
3. Формулирование правила чтения буквы е, стоящей после букв, обозначающих согласные звуки.
— Какое же важное правило чтения буквы е вы узнали на этом уроке? Послушайте ещё раз: когда буква е стоит в середине или конце слова после букв, обозначающих согласные звуки, то она указывает на мягкость этих звуков и читается как [э].
4. Чтение слогов на сопоставление: мэ — ме, пэ — пе, сэ — се.
Слоги записаны на доске парами.
5. Знакомство с правилом употребления буквы ё для обозначения мягкости предшествующего согласного звука и звука [о].
— Превратим слово “мел” в слово “мёл”. Что значит “мёл”? (Подметал.) Как изменилось звучание слова? (Теперь после звука [м’] слышится звук [о].) Как показать это изменение с помощью букв? Если поставить после м букву о, получится [мол], а нужно [м’ол]. Поможет буква ё, которая после буквы, обозначающей согласный звук, указывает на мягкость этого звука и читается как [о]. Поставим эту букву и прочитаем слово: мёл.
6. Сопоставительное чтение слогов с буквами о и ё: но — нё, ро — рё, ло — лё, то — тё, во — вё...
Слоги записаны на доске парами.
7. Работа по страницам “Азбуки”. Рассматривание иллюстраций.
— Это не совсем обычные страницы. Они рассказывают о прошлом нашего народа: о том, как жили раньше русские крестьяне и чем они занимались.
8. Анализ модели слова “репка”.
— Аня не хочет отставать от Вани и решила загадать вам свою загадку:
Золотиста и кругла,
И её узнает каждый,
Если вспомнит, как однажды
Деду, бабке, Жучке, внучке,
Кошке мышка помогла.
(Репка)
— Репу издавна выращивали русские люди, поэтому о ней много сказок и загадок.
Обратите внимание на звучание этого слова. Произнесите слово по схеме, выделяя каждый звук. ([р’] [э] [п] [к] [а].) Какой буквой обозначен звук [э] после мягкого звука [р’]? (Буквой е.) Прочитайте это слово.
9. Анализ модели слова “лён”.
— Найдите модель слова “лён”. Что означает это слово? (Лён — это растение, из которого прядут нитки. Из ниток ткут полотно, изготавливают одежду.) Проанализируйте звуковой состав этого слова: сколько звуков, какие. (Три звука: [л’] [о] [н].) Какой буквой обозначен звук [о] после мягкого звука [л’]? (Буквой ё.)
10. Подготовка к чтению текста. Чтение слов: репа — репка, река — рука, поле — пела...
11. Чтение текста “Село” и анализ его содержания.
— Что означает слово “село”? Подберите близкое по значению слово. (Деревня.) Что есть в селе? Что сеет мужик, а что — баба? Почему говорится, что будет сыну рубашка и кашка? (Из льна издавна изготавливают льняное полотно и шьют одежду, а из овса варят полезную кашу.)
12. Лексическая работа. Сравнение слов по смыслу.
— Чем различаются по смыслу слова “село” и “село”? (Село — значит опустилось.) Обратите внимание: пишутся слова одинаково, а по звучанию и смыслу они разные. Что общего в словах: мел, мелет, мельница? (Начинаются одинаково и по смыслу похожи: “мельница” — место, где мелют муку.) А связано ли с ними по смыслу слово “мел”? Оказывается, да. Мел сделан из измельчённого камня-известняка. А кто мелет языком? (Тот, кто попусту болтает.) Русский народ всегда высмеивал болтунов, вот почему и родилось такое выражение.
13. Подготовка к чтению текста “На реке Волге”.
Чтение слов: лён — клён, улов — клёв, топор — костёр.
Рассматривание иллюстрации к тексту.
— Что изображено на рисунке? Чем заняты рыбаки?
14. Чтение текста “На реке Волге” и его анализ.
— О какой реке идёт речь? Из какой рыбы наварят ухи рыбаки?
15. Чтение названий российских рек.
Рассказы учащихся об известных им реках.
16. Сравнение слов по смыслу.
— Что означает выражение “рыба клевала”? (Брала наживку, червячка.) Что общего по смыслу в словах “плот”, “плотник”, “плотва”? Давайте рассуждать. Слова “плот” и “плотник” имеют общую часть. Плот — плотно подогнанные друг к другу брёвна. Плотник — тот, кто плотно подгоняет брёвна друг к другу, как говорится, плотит. А плотва? Рыба, которая, как правило, плавает плотными косяками.
17. Чтение материала повышенной сложности. Отгадывание загадок.
— Что же испокон веку кормило русского человека? (Земля, река.) Человек жил в согласии с природой. Как вы это понимаете? Должны ли учиться современные россияне общению с природой?
18. Подведение итогов выполнения учебной задачи.
Проверка изученного правила чтения букв е, ё после букв, обозначающих согласные звуки.
— Знаете ли вы теперь, какой буквой можно обозначить мягкость предшествующего согласного звука и гласный звук [э]? (Буквой е.) А какой буквой можно обозначить мягкость предшествующего согласного звука и гласный звук [о]? (Буквой ё.)