Звуки [м] и [м'], буква Мм (с. 78) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [м] и [м'], буква Мм (с. 78) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Развитие фонематического слуха учащихся, умений различать звуки [м] и [м’] и обозначать их буквой Мм;

б) формирование умения читать слоги и слова с новой буквой с учётом последующих букв а, о, у, ы, и;

в) совершенствование умений проводить звуковой анализ слов по их моделям и составлять звуковые модели слов;

г) формирование культуры общения.

Ход урока

1. Вводная беседа на примерах поведенческих, коммуникативно-речевых ситуаций.

— Аня и Ваня рассказали мне сегодня, что по дороге в школу наблюдали, как мама, провожая своего сына-ученика, несла за него его учебный ранец, а он шёл с пустыми руками. С вами такого не случается?

Как нужно относиться к маме? Покажите, как, какими словами нужно встретить маму с работы, чтобы она почувствовала ваше внимательное отношение к ней. Что нужно сказать в ответ на её просьбу, хозяйственное поручение в то время, когда вы играете с друзьями? Как следует вести себя в ситуации, когда мама откладывает ранее обещанную вам прогулку в детский парк, ссылаясь на свою занятость?

Вы сами всегда ли так поступаете?

2. Работа на с. 78. Рассматривание рисунка.

— Кого вы видите? Чем занимаются мама и её дочка? Что в руках у мамы? Как называется этот цветок? Как вы думаете, почему мама держит в руках мимозу? (Выслушиваются возможные ответы: “Мама любит, чтобы на столе были цветы”, “Может быть, у мамы день рождения и ей подарили цветы её дети”.)

3. Привлечение внимания учащихся к новой букве, названию страницы. Постановка задачи урока.

— Появилась ли новая буква на странице? Кто знает эту букву и сумеет прочитать слова с этой буквой в названии страницы? (“Мы и мама”.) О ком же вы будете читать сегодня на уроке, изучая новую букву? Надеюсь, к концу урока уже каждый из вас сумеет прочитать эти слова.

Расскажите, как ещё можно поздравить маму с днём рождения.

4. Слого-звуковой анализ слов “мама”, “мимоза”. Выделение звуков [м], [м’] из слов.

— Каким звуком начинается слово “мама”? (Звуком [м].) Произнесите слово по слогам. Сколько звуков [м] в слове “мама”? Каким звуком начинается слово “мимоза”? (Звуком [м’].) Произнесите слово по слогам. Каким звуком начинается второй слог? (Звуком [м].)

5. Сравнение звуков [м] и [м’], их характеристика как согласных звуков, парных по твёрдости-мягкости.

— Чем похожи по произношению и чем различаются эти звуки? (Это согласные, которые образуются за счёт преграды: губы при произношении смыкаются. Но [м] — твёрдый звук, а [м’] — мягкий: мы ощущаем, как спинка языка поднимается к нёбу.)

— Звуки [м] и [м’] образуют пару: один звук твёрдый, а другой мягкий.

6. Упражнения по развитию фонематического слуха.

— В названиях каких предметов, продуктов на столе встречаются звуки [м] и [м’]?

7. Знакомство с буквой Мм.

— Два звука [м] и [м’] обозначаются одной буквой м. Посмотрите на эту букву. Какого она цвета? (Сине-зелёного, как море.) Как вы думаете, почему у буквы такой красивый цвет? (Потому что она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.) Для чего существуют две буквы: большая и маленькая? С какой буквы вы напишете слово “мама”? (С маленькой буквы.) Какое должно быть имя у мамы, чтобы написать его с большой буквы М? (Марина, Мария и т. д.)

8. Анализ графического образа буквы в соотнесении с обозначаемым ею звуком.

— Как вы думаете, почему именно застёжка-молния изображает букву м? (Слово “молния” начинается со звука [м].)

9. Работа со значением слова.

— Почему застёжку так назвали? (Она быстро, как разряд молнии, застёгивается и расстёгивается.)

10. Знакомство с правилом чтения буквы м на основе позиционного принципа русской графики.

— Чтобы прочитать эту букву, нужно назвать те звуки, которые она обозначает. Обратите внимание на звуки-бусинки под молнией. Они указывают, что буква может читаться по-разному в зависимости от других букв в слове и своего места в нём.

Учитель демонстрирует выставленные на наборном полотне слоги и слова “ум”, “ам”, “им”, “ом”. Буква м выделена синим цветом.

— Как нужно читать эту букву на конце слов и слогов? (Как [м] — твёрдо.) Прочитайте. Какое важное для учеников слово вы прочитали? (Ум.)

— Посмотрите на слоговую таблицу, которая расположена чуть ниже. Как предлагается переставить буквы? (Буквы а, о, у, ы, и надо поставить после новой буквы.)

Учитель переставляет на наборном полотне буквы так, чтобы из закрытых слогов получились открытые слоги, заменяя синий цвет буквы м перед буквой и на зелёный цвет.

— Перед какими гласными согласный звук произносится твёрдо, как [м]? (Перед а, о, у, ы.) А перед какой гласной произносится мягко, как [м’]? (Перед и.)

11. Хоровое чтение слогов: ма, му, ми, мы, мэ, мо.

— Старайтесь читать слоги сразу, на одном дыхании, сливая звуки в произношении.

12. Упражнение в договаривании слога до целого слова.

— Назовите слова, которые начинаются с этих слогов. Например: ма... (машина), ми... (минута).

13. Упражнение в чтении слов, составленных из слогов.

— Зная, как читаются слоги, вы можете прочитать целые слова. Сколько раз нужно прочитать слог “ма”, чтобы получилось слово “мама”? А какие слова получатся из этих слогов?

Учитель указывает указкой на слоги “ма” и “мы”, “ма” и “му”. Учащиеся читают: “мамы”, “маму”.

14. Чтение предложения “У мамы мимоза”.

— Зная, как читаются слова, можно прочитать целое предложение. Что написано под рисунком? (Предложение.) Как оно записано? (С помощью букв и рисунка.)

15. Анализ модели слова “мимоза”.

— Вы прочитали третье слово “мимоза” по рисунку, потому что не все буквы в этом слове ещё вам знакомы. Найдите модель слова “мимоза”. Покажите, где указано значение этого слова, где — звучание, а где — обозначение звуков буквами. Назовите каждый звук в этом слове. Прочитайте, что записано буквами. (Мимо.) Кто знает недостающие буквы и закончит слово? (Всё слово записывается на доске и прочитывается.)

16. Задание “Живая буква”.

— Вы узнали букву, которую изобразили девочки на рисунке? Изобразите эту букву друг с другом в паре.

17. Чтение вслед за учителем стихотворных строк “Нука, М, дай руку А...”.

18. Подведение итогов.

— Все ли из вас смогут написать дома маме слово “мама”? А прочитать то, что написано о маме в “Азбуке”?






Для любых предложений по сайту: [email protected]