Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звук [э], буква Ээ (с. 74-75) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Развитие умения различать в словах звук [э];
б) знакомство с буквой Ээ;
в) развитие умения распознавать изученные буквы в словах;
г) стимулирование познавательной мотивации.
Ход урока
1. Повторение изученных букв.
— Приходилось ли вам слышать эхо? А играть с ним? Давайте и мы поиграем. Я буду называть слова, а вы, как эхо, повторять последний звук и показывать бусинку с нужной буквой. Начали: игра, кольцо, очки, слоны, пальто, стена, кенгуру, журавли, огурцы, дыра, колесо.
2. Выделение звука [э] из слова “эхо”. Стимулирование познавательной мотивации.
— Каким звуком начинается слово “эхо”? Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. Кто уже знает, какой буквой обозначается звук [э]? Ну а кто ещё с этой буквой не знаком, не беда. Есть такая пословица: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. Как вы понимаете эту пословицу?
3. Работа на с. 74. Знакомство с буквой Ээ.
— Найдите эту букву на странице. Что можно сказать о букве по её цвету? Зачем нужны две буквы: большая и маленькая?
4. Чтение названия страницы “Поиграем в эхо”. Рассматривание рисунка, чтение изученных букв.
— Аня и Ваня тоже играют в эхо. Какие слова они кричат? Прочитайте их. (Лук, мак.) Какой гласный звук подхватывает эхо в слове “мак”? (маак.) Какой звук подхватывает эхо в слове “лук”? (луук.) Какое слово “складывает” эхо из этих звуков? (Ау.) Прочитайте это слово.
Встретились ли слова со звуком [э] и буквой э? (Нет.) Наверное, это потому, что слов на э не так много в нашем языке и они достаточно трудные.
5. Анализ значения и звучания слова “экскаватор”.
— Как называется машина, ковш которой напоминает букву э? (Экскаватор.) Что такое экскаватор? (Землеройная машина.) Так как это слово длинное и не все люди его правильно произносят, проговорите это слово по слогам чётко и внятно, выделяя каждый звук. (Экс-ка-ва-тор.)
6. Разгадывание ребуса “Эму”.
— Кто сумеет разгадать ещё одно сложное слово на э? Объясните, как вы будете разгадывать ребус. Посмотрите на подсказку — звуковую схему загаданного слова. Сколько звуков должно быть в этом слове? Кто знает, что означает слово “эму”? (Это страус.) Что интересного вы знаете о страусе?
7. Игра “Третий лишний”.
— Модели каких слов участвуют в игре? Какое слово окажется третьим лишним по значению? Слово “эму”, так как это — название птицы, а слова “крот” и “слон” называют животных.) Какое слово окажется третьим лишним по звучанию? (Слово “эму”, так как оно состоит из трёх звуков, а сова “слон” и “крот” — из четырёх звуков.) В слове “эму” два слога и два гласных звука, а в словах “слон” и “крот” один слог и один гласный звук. В словах “крот” и “слон” одинаковый гласный звук [о], а в слове “эму” этого звука нет, а есть другие гласные звуки: [э], [у].
8. Чтение загадки про эхо учителем с привлечением к чтению помощников и её перечитывание всем классом с заучиванием наизусть.
— Кто хочет выучить эту загадку, чтобы загадать её родителям и друзьям?
9. Работа на с. 75. Задание “Читаем стихи”. Выразительное чтение стихотворений учителем, анализ их содержания через рассмотрение иллюстраций.
Организация групповой работы учащихся для выполнения заданий по распознаванию изученных букв. Организующим центром группы (пары) становится ученик, умеющий читать. Он прочитывает слова с теми изученными буквами, на которые указывают ему члены группы.
10. Подведение итогов.
— Что нового узнали, чему научились?