Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчная и заглавная буква Уу (с. 10-11) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Различать значение и звучание слова на основе моделей;
б) проводить слого-звуковой анализ слов со звуком [у] в начале и середине слов (с. 10); выделять ударный слог; различать гласные и согласные звуки в слове, обозначать их на схеме;
в) читать слова после анализа звуковых схем;
г) обозначать звук [у] буквой и писать печатную и письменную букву Уу;
д) определять последовательность действий при написании букв; формировать действие контроля и умение оценивать написание букв;
е) обогащать лексический запас слов: практическое различение слов с конкретным и обобщающим (без термина) значением;
ж) строить связные высказывания по рисунку.
Ход урока
1. Работа со значением слова, объединение слов в тематические группы.
Привлечь внимание к назывной функции слова (без терминов), показать возможности слова называть предметы окружающего мира по-разному (утка, гуси, голуби, журавли — птицы).
— Назовите словом каждого, кто изображён на рисунках. Какое слово помогает нам назвать (обозначить) их всех сразу? (Птицы.)
2. Работа в паре.
— Рассмотрите рисунки (жук, улитка). Кто на них изображён? Назовите их словом.
— Обсудите, можно ли эти два слова отнести к словам первой группы. (Слова объединить нельзя, потому что улитка и жук не относятся к птицам.)
3. Работа со звуковой структурой слова. Задание “Загадки слов”.
— Прислушайтесь к звучанию слов “улитка”, “жук”. Можно ли выделить в них общие элементы? (Звук [у].) Где он находится: в начале или в середине слова?
4. Заполнение звуковой схемы слова с опорой на “загадочную” (акрофоническую) запись звуков в слове, определение в нём количества слогов, обозначение ударного слога, чтение слова (после звукового анализа).
5. Обозначение звука [у] буквой. Закрепление образа печатной буквы Уу. Печатание на рабочей строке большой и маленькой буквы Уу, их сравнение.
— Чем похожи и чем различаются эти буквы? (По форме они похожи, но большая буква возвышается над рабочей строкой.)
6. Самостоятельное написание строчной буквы у по образцу (вертикальная полоса справа).
Анализ образца строчной буквы у: выделение элементов буквы, определение начала движения руки. Самостоятельное воспроизведение буквы с ориентацией на точки и стрелки.
Самооценка, анализ ошибок; установка на красивое письмо строчной буквы у на рабочей строке.
7. Письмо строчной буквы у на рабочей строке: объяснение её начертания, выделение двух элементов (линия с закруглением внизу и линия с петлёй); воспроизведение формы буквы движением руки в воздухе, упражнение в написании буквы и её элементов.
8. Физкультминутка.
9. Работа в паре с моделями слов (по выбору учителя).
10. Заглавная буква У. Работа ведётся аналогичным образом.
11. Составление рассказа по картинке и опорным словам со звуком [у]: уха, утка, пруд, луг, улитка, удочка.
12. Раскрашивание удава и звуковой анализ слова можно предложить детям, которые успели быстро и красиво написать заглавную букву У; остальные дети могут раскрасить рисунок дома.
13. Подведение итогов. Обмен мнениями, выбор ответа, объяснение своего выбора. (Мы научились писать букву у. Мы научились сверять написанную букву с образцом, находить ошибки, исправлять их и контролировать свои действия.)