ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Методическое пособие предназначено для учителей, которые обучают детей грамоте по учебнику “Азбука” авторов Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой.

Основное содержание пособия составляют развёрнутые поурочные разработки по обучению чтению и письму на коммуникативно-познавательной основе. Разработки уроков носят ориентировочный характер, их объём может быть увеличен или уменьшен в зависимости от уровня подготовки детей. Однако логику освоения детьми письменной речи (чтение, письмо) необходимо сохранить.

Несколько слов о содержании комплекта. В него входят: учебник “Азбука” (в 2 частях), рабочая тетрадь “Рисуй, думай, рассказывай”, прописи “Мой алфавит” (в 2 частях), рабочая тетрадь “Пиши красиво”, дидактическое пособие по отработке техники чтения “Читалочка”, а также электронное приложение к учебнику.

1. “Азбука” — основная учебная книга комплекта. В ней представлен материал для трёх этапов обучения грамоте: подготовительного, основного (букварного) и обобщающего (послебукварного). Уже сами названия трёх разделов “Азбуки” — “Давайте знакомиться”, “АБВГДейка”, “Про всё на свете” — говорят о том, что дети не только обучаются первоначальному чтению и письму, но и вводятся в мир общения, чтобы осознать язык как важнейшее средство общения и познания окружающего мира.

Изучение языка начинается со слова, которое в коммуникативно-речевых ситуациях рассматривается с разных сторон — смысловой (лексической), звуковой и графической — и выступает как составной элемент предложения.

Звуковой анализ слов, позволяющий перейти от устной речи к письменной, проводится в игровой, занимательной форме. В “Азбуке” даны не просто схемы слов, а их модели, наглядно представляющие слово как двустороннюю единицу языка и речи. Они показывают взаимосвязь звуковой стороны слова и его значения.

Содержание “Азбуки” нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи, логического и образного мышления, литературно-творческих способностей учащихся, на пробуждение в них интереса к изучению языка и литературы.

2. Рабочая тетрадь “Рисуй, думай, рассказывай” предназначена для работы в подготовительный период. Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п., что помогает им укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.

3. Прописи “Мой алфавит” дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.

4. Рабочая тетрадь “Пиши красиво” поможет детям закрепить каллиграфические навыки, развить мелкую мускулатуру пальцев руки, овладеть письменным шрифтом.

5. Дидактическое пособие “Читалочка” предназначено для отработки навыка чтения целыми словами. Разнообразный игровой материал может быть использован как в основной период — для читающих детей, так и в послебукварный — для детей, только что освоивших слоговое чтение.

6. Электронное приложение к учебнику “Азбука”.

Отличительная черта электронного приложения — соответствие структуры его построения структуре учебника. Электронное приложение расширяет, дополняет содержание учебника, включает в себя разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы, объединённые в рубрики: звуковые схемы, упражнения, игры, прописи, читаем сами, мультфильмы. Электронное приложение позволит учителю проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий. Для ученика оно откроет возможность углублённого изучения предмета, самостоятельной оценки уровня знаний по предмету, подготовки к олимпиадам и различным конкурсам.

В целом предлагаемые учителю пособия позволят достичь результатов, необходимых для продолжения обучения.

Обучение грамоте проходит в три этапа: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и обобщающий (послебукварный).

1. Подготовительный этап осуществляется на основе первого раздела “Азбуки” “Давайте знакомиться”, который вводит детей в мир общения. Его цель — помочь детям установить контакты между собой, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своих мнений и суждений.

На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь (её предыстория): от её предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) — к знаково-символической записи слов, к обозначению звучащего слова буквами.

Осмысление языка начинается со слова, его номинативной функции, формируется представление о слове как имени человека, как названиях предметов окружающего мира (“Слово в общении”). Учащиеся обозначают слова с помощью рисунков; из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.

Учащиеся рассматривают сначала значение слова (смысл), а потом его звучание (звуковую форму). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание учащихся к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. В этот период большое значение придаётся развитию фонематического слуха; учащиеся осваивают звуковой анализ слов.

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всём диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.

Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как “Общение без слов”, “Как понять животных?”, “Рисунки и предметы в общении”. Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средство общения людей, решают не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения. У них складывается позитивный стиль общения.

Одновременно с “Азбукой” дети занимаются по рабочей тетради “Рисуй, думай, рассказывай”, которая готовит руку ребёнка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления. В тетради даются упражнения на развитие фонематического слуха, ведётся подготовка к звуковому анализу слов.

2. Во время основного (букварного) этапа обучения учащиеся работают с материалом из второго раздела “Азбуки”. Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Обучение чтению строится на основе звукового аналитико-синтетического метода. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применятся разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

Установка на чтение словами реализуется в материал ах, подобранных с учётом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.

Структура и содержание “Азбуки” предполагают использование вариативных методов обучения грамоте вплоть до самообучения (самостоятельное открытие учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание “Азбуки” выстраивается в логике развития познавательных процессов ребёнка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие их в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребёнка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим учащимся со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперёд каждого из учеников, формируется культура общения.

“Азбука” обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.

Интерес учащихся к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах “Азбуки” ребёнок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.

Лексика “Азбуки” ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Учащиеся получают элементарные представления о слове как знаке, который заменяет предмет, его действие и свойство.

Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создаёт условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.

При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует закреплению графического и двигательного образа буквы. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта, письму заглавных и строчных букв, слов и предложений, выполнению творческих заданий.

Освоение письменных букв строится на основе образца. Здесь учитель может формировать основные элементы учебной деятельности: учащиеся осознают цель написания буквы, анализируют её графический образец, последовательность действий при написании буквы, результаты, соотнесение их с целью (образцом), оценивают работу, вносят необходимые коррективы. В основной (букварный) период учащиеся отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях “Мой алфавит”, а навыки чтения целыми словами — с помощью “Читалочки”.

3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела “Азбуки” “Про всё на свете”. Параллельно продолжается работа с пособием “Читалочка”.

Основная задача этого этапа — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

Однако литературная часть “Азбуки” ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка. В учебник включены задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, её героями.

Параллельно с литературной частью “Азбуки” используется рабочая тетрадь “Пиши красиво”. Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки. Учащиеся пишут предложения и небольшие тексты.

Систематизировать сведения о речи и языке, полученные в ходе обучения грамоте, закрепить навыки устной и письменной речи позволит учебник “Русский язык. 1 класс” с электронным приложением.

Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева






Для любых предложений по сайту: [email protected]