Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Разговаривают ли предметы? (с. 24-25) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование представлений о технических средствах как посредниках общения;
б) пропедевтика понятия “знак” на основе понимания детьми условности общения с предметами;
в) формирование первоначальных представлений о средствах художественной выразительности, основанных на сравнении явлений.
Ход урока
1. Работа на с. 24. Постановка проблемного вопроса “Разговаривают ли предметы?” и учебной задачи “Попробуем найти ответ”.
2. Раскрытие роли технических средств как посредников общения.
Рассматривание рисунков и обсуждение вопроса.
— Можно ли назвать “говорящими предметами” телефон, компьютер? (Нет, нельзя, так как это лишь изобретения человека для передачи сообщений.)
— Умеете ли вы пользоваться этими техническими средствами общения?
3. Раскрытие общения с предметами в его условном понимании.
Ответ на вопрос “Азбуки”, о чём бы мог рассказать школьный ранец, заключается в том, что, хотя ранец на самом деле говорить не умеет, он своим внешним видом (оторванной лямкой, грязными пятнами) как бы говорит, сообщает, что случилось с мальчиком.
4. Составление рассказов учащимися по заданному учителем началу.
— О чём бы мог рассказать школьный ранец? Давайте представим, что могло произойти с учеником. Начнём так: “Однажды Вова возвращался из школы. Я, как всегда, был у него за спиной. Вдруг Вова встретил...”
5. Привлечение внимания учащихся к особенностям общения с предметами художественных произведений.
— Кто может превратить обычные предметы в живых собеседников? (Писатели.)
6. Чтение-рассматривание книги К. Чуковского “Мойдодыр”.
— Кто заметил, что на нашей классной книжной полке появилась новая книга? Как она называется? Кто её автор? Кому дома читали эту книжку? Давайте прочитаем её.
Кто такой Мойдодыр? (Умывальник.) Почему писатель дал умывальнику такое имя? Кого отмыл от грязи Мойдодыр?
7. Работа на с. 25. Рассматривание иллюстраций.
С помощью рисунков раскрывается механизм образования сравнения явлений, их уподобления друг другу. Не случайно значок сравнения напоминает крутящееся колесо. После чтения вопроса “Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?” учитель может пояснить: завертелись колесом не только сами предметы, но и их слова—названия, так что свойства одних предметов стали переноситься на другие. Сравнение грязного ребёнка, лежащего в луже, с поросёнком даёт наглядное представление о том, почему ребёнка Мойдодыр называет поросёнком.
8. Коммуникативно-речевая задача.
— Изобразите Мойдодыра, передав в его словах разное отношение к грязнуле и к чистому мальчику.
Слова Мойдодыра, обращённые к грязнуле и чистому мальчику, соотносятся с позой Мойдодыра, жестами, выражением “лица” и, наконец, интонацией, эмоциональной окраской голоса. Соответственно и учащиеся, представляя себя в роли Мойдодыра, подкрепляют своё чтение подобной мимикой, интонацией, жестами.
9. Подведение итогов. Оценка выполнения учебной задачи.
— Сумели ли мы на уроке ответить на вопрос “Азбуки” “Разговаривают ли предметы?”. Какие ответы мы дали на этот вопрос? (В реальной жизни предметы не разговаривают, но могут многое сообщить своим внешним видом. В художественных произведениях, в сказках предметы оживают и начинают общаться с человеком.)