Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (с. 60-61) - 15-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Знакомство с буквами ь (разделительный мягкий знак) и ъ (разделительный твёрдый знак), раскрытие правила их чтения;
б) формирование умения читать слова с этими буквами.
Ход урока
1. Ознакомление с разделительным ь и правилом его чтения.
На доске ребус “Семья”: 7я.
— Отгадайте ребус. (Семья.) Давайте составим отгадку из букв. Как можно её записать? (Надо написать слово “семь” и добавить букву я.) Что надо написать после ж? (Мягкий знак.) Почему? (Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.) Какой буквой заканчивается слово? (Буквой я.) Прочитайте слово, которое получилось. (Семья.)
2. Постановка проблемы и её решение.
— А зачем ставить букву ь, если буква я после букв, обозначающих согласные звуки, и так указывает на их мягкость? Попробуем убрать букву ь. (Учитель убирает из слова букву ь.) Прочитайте, что получилось. (Се[м’а].) Почему так прочитали? (Потому что буква я после букв, обозначающих согласные звуки, указывает на их мягкость и читается как [а].) Что такое “семя”? (Зерно, предназначенное для посева.) Получилось совсем другое слово. Использование мягкого знака необходимо: с одной стороны, ь указывает на то, что предшествующая буква обозначает мягкий согласный звук, а с другой — как бы отделяет от неё следующую букву я, которая читается так, как называется. Такой мягкий знак называется разделительным.
3. Работа на с. 60. Сопоставительное чтение слов с разделительным мягким знаком и без него: полёт — польёт, Коля — колья.
— Найдите в рамочке слова с разделительным мягким знаком. Как вы будете читать их? (Учитывая, что мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного, а после мягкого знака буквы я, ё читаются так, как называются.) Прочитайте эти слова.
Прочитайте слова парами: без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком. Одинаково ли звучат слова “полёт” и “польёт”? (Нет, в слове “полёт” слышится [л’о], а в слове “польёт” слышится [л’й’о].) Одинаковы ли по значению эти слова? Составьте предложения со словом “полёт” и со словом “польёт”. (Космонавт отправился в полёт. Дождик польёт землю.)
Аналогичная работа проводится с парой слов “Коля — колья”.
4. Упражнение в чтении слов, записанных на доске: печенье — веселье, копьё — бельё, друзья — гроздья, воробьи — соловьи, вьют — бьют...
Чтению слов предшествует ориентировка в буквенном составе, объяснение правила чтения слов.
5. Задание “Какие бывают перья?”
Чтение сопровождается объяснением значения слов “перо”, “перья”.
— Почему металлическое перо у ручки названо пером? (Когда-то люди действительно писали перьями птиц. Со временем перья для письма заменили металлическими, но название “перо” осталось.)
— Отгадайте загадку: “С перьями, а не птица, горький, а не горчица”. (Лук.)
— Почему зелёные ростки лука называются перьями? (Напоминают перья птиц по форме.)
6. Наблюдения над образованием форм множественного числа.
На доске записаны слова: стул — стулья, колос — колосья, крыло — крылья, зуб — ..., лист — ... .
— Прочитайте пары слов. Сколько предметов обозначает первое слово в каждой паре? А второе слово? Подберите недостающие слова.
Обращается внимание на то, что о множестве предметов можно сказать по-разному: листы и листья, зубы и зубья, это зависит от значения слова. Учащиеся составляют предложения с этими словами, противопоставляя их по значению (У щуки зубы, а у пилы зубья. В книге листы, а на деревьях листья.)
7. Знакомство с разделительным твёрдым знаком.
На доске ребус “Съели”: буква с и рисунок двух елей.
— Разгадайте ребус. (Съели.) Попробуйте составить отгадку из букв. Посмотрите, как составил отгадку Петрушка. (На наборном полотне составлено слово “сели”.) Прочитайте это слово. То ли слово получилось? (Нет, “сели” — значит, на чём-то сидят, а “съели” — значит, покушали.) Что слышится в первом слоге? (Слышится [с’э].) А нужно [с’й’э]. Как же быть? Чтобы отделить при чтении с от е надо использовать особую букву ъ — разделительный твёрдый знак.
8. Сопоставительное чтение слов с буквой ъ и без неё: семь — съем, обед — объезд. Сравнение слов по звучанию и значению.
9. Работа с рисунком “Кто капусту съел?”.
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопрос, который решает дедушка. Помогите ему найти ответ.
В ходе обсуждения возможного ответа выясняется, какие животные чем питаются. Привлекается внимание к позе зайца: он лежит, явно объевшись капустой.
10. Придумывание сказки по рисунку.
— Из скольких частей будет состоять сказка? (Из трёх: начала, основной части, концовки.) Придумайте начало сказки. (Посадил дед капусту.) Как начнёте основную часть рассказа? (Пришла пора убирать капусту. Отправился дед в огород.) Расскажите, что увидел дед в огороде. Как оправдывались гусь, коза и заяц? Что разоблачило зайца? (Огромный заячий живот.) Как можно закончить сказку?
11. Чтение стихотворного отрывка “Мы ехали...”.
— Прочитайте стихотворение. В каких словах используется разделительный твёрдый знак? Сравните эти слова по значению. (Подъехали — приблизились к горке, въехали — поднялись на горку, съехали — спустились с горки.)
— Посмотрите на рисунок. Кто отправился в путешествие? С каким настроением надо прочитать эти строчки? Прочитайте самостоятельно. Теперь прочитайте стихотворение хором.
12. Работа в паре. Чтение скороговорки, её повторение.
Раскрывается значение слова “объегорил” — обманул, обхитрил.
13. Обобщение.
— Почему разделительные мягкий и твёрдый знаки поставлены рядом на одной странице “Азбуки”? (Они похожи по форме и названию.)