Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буква ь - показатель мягкости согласных (с. 28-31) - 12-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки уроков
а) сравнивать слова с твёрдыми и мягкими согласными; обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (ь);
б) писать на рабочей строке букву ь и слова с мягким знаком;
в) различать слова с мягким знаком на конце и в середине слова; составлять и записывать предложения;
г) проводить тематическую классификацию слов.
1-й урок
Ход урока
1. Печатание буквы ь самостоятельно.
2. “Загадки слов”. Звуковой анализ слова “гусь”.
— Назовите все звуки в слове. Есть ли в нём мягкие согласные? ([с’].) Как обозначается мягкий согласный в звуковой схеме? (Значком для мягких согласных.)
— Обозначьте звуки буквами. Как на письме показать, что [с’] произносится мягко? (Надо поставить мягкий знак.)
— Почему в этом слове букв оказалось больше, чем звуков? (Буква ь звука не обозначает, а только указывает на мягкость предшествующего согласного.)
3. Работа в паре. Звуковой анализ слова “олень”, обозначение звуков буквами; взаимопроверка.
4. Письмо мягкого знака в вертикальной полосе, самооценка.
5. Сравнение двух вариантов написания мягкого знака: для соединения с другими буквами (прямая линия с незаконченным овалом и петелькой) и для написания его в конце слова (прямая линия с маленьким овалом).
6. Письмо слов с ь. Самопроверка: сравнение написанного слова с образцом.
7. Образование новых слов с помощью мягкого знака. Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в написании слов с ь на конце.
8. Физкультминутка.
9. “Секреты языка”. Тематические группы слов. Практическое различение слов с общим значением (животные) и слов с предметным значением (лось, конь).
— Наблюдайте, как с помощью языка мы называем предметы окружающего мира.
— Какое слово надо подобрать, чтобы объединить два слова “конь” и “лось”? (Животные.)
— Какие другие большие группы слов есть в нашем языке? (Рыбы, птицы...)
— Запишите слова — названия рыб, которые входят в эту группу слов. (Окунь, карась.)
— Когда в речи мы используем слова с общим значением? (В этом озере есть рыба.) Когда мы называем отдельные виды рыб? (В этом озере есть караси.)
10. Сравнение графической формы букв ь и ы: сходство и различие.
2-й урок
Урок следует посвятить письму буквы ь в середине слова. Начать работу следует с преобразования слов: окунь — окуньки, пень — пеньки, день — деньки, уголь — угольки, огонь — огоньки. Потом можно писать и другие слова с ь в середине: львы, письмо, пальто.
Ход урока
1. Учащиеся сравнивают эти слова по форме (звуковой и графической), а потом и по значению.
— Сравните эти слова по написанию и значению. Чем они различаются и что в них общего?
(Учащиеся отмечают, что эти слова с ь на конце и в середине, что в словах “деньки”, “угольки” и др. появляется добавочное уменьшительно-ласкательное значение.)
2. Логические упражнения (классификация и обобщение). Учащиеся рассматривают юмористический рисунок “Зебра” (с. 30). Выражают отношение к нему.
— Можно ли назвать этот рисунок юмористическим? Почему?
— Как назвать зебру, петуха и слона одним словом? (Животные.)
— Можно ли изобразить значение слова “животные”? (Нет, потому что слово “животное” — это общее для всех животных название; оно указывает на общие признаки всех животных, которые отличают их, например, от растений. Назвать это слово можно, но изобразить его нельзя. Но художник попытался нарисовать, изобразить это слово.)
— Почему у художника получился такой смешной рисунок? (Потому что он хотел изобразить на одном рисунке всех животных сразу.)
3. Дописывание предложения (с. 30). Составление текста по аналогии: “Зима. Идёт снег. Он скрипит под ногами. Хорошо гулять во дворе”. (“Весело бегать на лыжах”.)