Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Игра в слова. Повторение (с. 28-29) - 11-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование положительного отношения к чтению познавательных текстов;
б) уточнение значения многозначных слов, воспитание интереса к слову;
в) осмысление значения семейного общения.
Ход урока
1. Вводная беседа.
— Сегодня перед уроком Аня и Ваня рассказывали друг другу, чем они занимались вчера после школы. Аня рассказала, что они всей семьёй играли в лото и было очень весело. Ваня сказал, что вечером с папой они задумали склеить бумажного змея.
Расскажите, как в вашей семье проводится свободное время? О чём вы беседуете друг с другом? В какие игры играете?
2. Чтение текста “Игра в слова”.
Чтение предлагаемого материала повышенной сложности осуществляется по структурно-смысловым частям и объясняется по ходу чтения. Чтение проводится с учётом дифференцированного подхода к учащимся. Первичное чтение осуществляется хорошо читающими детьми, а в ответах на вопросы словами текста участвует весь класс.
— Во что играли дети с папой? Что им предложил папа? Какие города на Я назвали дети?
Какой полуостров на Я сам о себе говорит в своём названии?
В названиях каких стран есть буква я? Какая страна — родная для нас земля?
3. Обобщение.
— Чем увлекательна и полезна игра в слова? (Игра в слова помогает узнать много новых слов, уточнить их значение.)
4. Работа над многозначностью слова: язык как орган речи, язык пламени, язык колокола.
— Рассмотрите рисунки к слову “язык”. Какие значения есть у этого слова?
— Давайте подумаем, почему разные предметы, явления названы одним словом. Народ, который создавал слова, очень мудрый. Люди заметили что-то общее в этих предметах и явлениях. Что же это? (С помощью языка как органа речи образуются звуки нашей речи, а с помощью языка колокола тоже создаются звуки. Язык пламени похож по форме на язык во рту.)
5. “Когда так говорят?”
Объяснение значений фразеологизмов: “Язык до Киева доведёт” — с помощью языка как средства общения можно найти любую нужную тебе дорогу; “Он язык проглотил” — он молчит, не говорит, как будто языка нет.
6. Чтение текста “Звёзды на земле и на небе” (с. 29).
Работа с данным текстом проводится аналогично предшествующей работе с текстом “Игра в слова”.
— Прочитайте заголовок. О каких звёздах пойдёт речь?
Какие звёзды изображены на верхнем рисунке? Какие есть ещё небесные тела, кроме звёзд? Что такое солнце? Как называются скопления звёзд? Почему звезда, которая указывает на север, называется Полярная звезда? (Она указывает на Северный полюс.) Определите по рисунку, в каком созвездии находится Полярная звезда. (В созвездии Малой Медведицы.)
7. Работа с многозначным словом “звезда”: звезда на небе, морская звезда, звезда спорта.
— А какие бывают звёзды на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что означает слово “земля” с маленькой буквы и слово “Земля” с большой буквы. (Поверхность суши и планета Земля.)
— Рассмотрите рисунок, раскрывающий значение слова “звезда”. Какое животное называют морской звездой? (Обитателя моря, напоминающего по форме звезду.)
— Кого из людей можно назвать звездой? (Людей, добившихся большой известности благодаря своим успехам в спорте, искусстве.) Не случайно говорят: “звезда спорта”, “звезда балета”, “звезда эстрады”. Попробуйте догадаться, почему этих людей стали называть звёздами. (Они, как звёзды на небе, видны всем.)
— Слышали ли вы такое выражение: “звёздная болезнь”? (Да, это болезнь зазнаек.) Можно ли сказать, что на рисунке у мальчика-спортсмена звёздная болезнь? (Наверное, да, судя по тому, как он задирает нос.)
8. Чтение сообщения Совёнка о старинном названии буквы з.
9. Подведение итогов. Выяснение отношения к содержанию чтения.
— Интересны ли были семейные игры, разговоры, о которых вы прочитали? Расскажите о прочитанном в своей семье, попробуйте устроить подобные игры.