Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа - УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: развивать умение обосновывать написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в проверяемом слове; учить пользоваться “Орфографическим словарём” при проверке написания словарных слов; составлять пословицы из их частей, составлять предложения и текст по рисунку; вводить в активный словарный запас учащихся слова с непроверяемым написанием корова, молоко; оценивать свои достижения при выполнении заданий “Проверь себя”.
Ход урока
1. Воспроизведение знаний об алгоритме проверки написания проверяемой буквы в безударном слоге двусложных слов.
Задания на выбор:
• Слуховой устный диктант. Учитель диктует слова с безударной гласной, дети показывают сигнальную карточку с той буквой, которой можно обозначить на письме безударный гласный звук. Слова для диктанта: гнездо, копьё, врачи, листы, грачи, пчела, щека, письмо, сосна, зерно, строка, перо, страна, число, ведро.
• Работа в парах по “Рабочей тетради” (упр. 14, с. 37).
2. Постановка познавательной задачи урока: “Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?” Обсуждение мнений учащихся.
3. Выполнение заданий учебника. Составление пословиц (упр. 17, с. 71), объяснение их смысла. Обсуждение: можно ли проверить написание первой буквы в выделенных буквосочетаниях слов корова, молоко, ворона, сорока. Наблюдение над тем, что не во всех словах написание выделенной буквы можно проверить известными способами: написание таких слов надо запоминать или проверять по “Орфографическому словарю”.
Работа со словарными словами корова и молоко. Выяснение лексического значения слов корова (крупное домашнее животное, которое даёт молоко) и молоко (продукт питания — белая жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных), выделение в словах написания -оро- и -оло-. Запись одного из предложений.
4. Упражнение в распределении слов по орфографическому признаку (учебник, упр. 18, с. 71). Выполнение письменного задания и проверка написанного по словарю.
5. Выполнение заданий учебника на выбор: самостоятельная работа с “Орфографическим словарём” или работа в парах (упр. 19, с. 72).
6. Коллективное рассматривание рисунка и выполнение устных заданий учебника (упр. 20, с. 72). Составление рассказа по рисунку и опорным словам.
Возможный рассказ по рисунку:
На рисунке художник изобразил начало весны. Светит солнце. Тает снег. Деревья ещё голые. Уже прилетели грачи. Они сидят на изгороди. Много грачей на берёзах. Крылатые гости строят и обживают новые гнёзда. По дороге бежит лошадка. Её подгоняет мальчик. Ему весело, он тоже рад тёплым денькам. Рисунок мне нравится, потому что...
7. Итог урока. Работа с рубрикой “Проверь себя” или проведение диктанта. Текст диктанта:
Весна. Капель. Кругом вода. Журчит ручей. Кричат грачи. На сосне сорока.
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий: рассказать родителям составленный по рисунку текст и выполнить письменное задание учебника (упр. 20, с. 72) и “Рабочей тетради” (упр. 16, с. 38).