Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов - УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов - УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: формировать умение находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме; познакомить с терминами и их значениями: проверочное слово, проверяемое слово, учить различать эти слова; обучать одному из способов проверки написания буквы безударного гласного звука путём изменения формы слова; учить умению подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы в безударном слоге; учить сравнивать при проверке написания букву ударного гласного звука в проверочном слове и букву безударного гласного звука в проверяемом слове; ввести в активный словарный запас учащихся термины проверочное слово, проверяемое слово.

Ход урока

1. Постановка первой учебной познавательной задачи урока: “Как обозначить буквой безударный гласный звук?”

Обсуждение вопроса: “Почему букву, обозначающую безударный гласный звук, перед написанием надо проверять и как это сделать?” (чтение сведений о языке на с. 65).

2. Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах одного и того же слова и выполнение письменного задания в “Рабочей тетради” (упр. 8, с. 33).

3. Постановка второй учебной познавательной задачи: “Что такое проверочное и проверяемое слова?” Выяснение понимания детьми значения слов проверяемое и проверочное.

4. Чтение сведений о языке в учебнике (с. 66) и определение понимания прочитанного учащимися.

5. Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов (учебник, упр. 9, с. 67): коллективное выполнение заданий упражнения с обоснованием выбора проверяемого и проверочного слов.

Выполнение (устно) задания “Рабочей тетради”. Выбор проверяемого и проверочного слов (упр. 23, с. 34).

6. Обучение планированию учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (учебник, упр. 7, с. 66).

• Чтение слов в образце (глаз — глаза); распознавание среди них проверяемого (глаза) и проверочного (глаз) слов; выделение буквы, которую надо проверять, и объяснение того, почему её надо проверять. Формулирование ответа на вопрос: “В чём отличие проверочного слова от проверяемого?” Сопоставление одинаковых букв а в первом слоге проверочного и проверяемого слов.

• Чтение заданий к упражнению и обоснование: как подобрать проверочное слово (изменить каждое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным). Коллективное выполнение заданий учебника (упр. 7, с. 66).

7. Коллективное выполнение заданий учебника (упр. 8, с. 67): упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов (в образце) и единообразном написании буквы безударного и ударного гласных звуков в одной и той же части слова (проверочное слово для каждого проверяемого слова уже дано).

Образец. В слове косы в ударном слоге ко- пишется буква о, значит, и в слове коса в безударном слоге ко- надо написать букву о.

Запись любых четырёх пар слов из данного упражнения. Соединение дугой гласных в одинаковых частях слов. (Необходимо обратить внимание на слово коса и объяснить, какие значения есть у этого слова: коса — собранные у затылка и особым способом заплетённые волосы, коса — инструмент для косьбы травы.)

8. Определение алгоритма решения орфографических задач при выполнении заданий учебника (упр. 9, с. 67).

Образец. Какие слова даны? (Проверяемые слова с пропущенной буквой.) Что надо сделать? (Определить, какая буква пропущена.) Что для этого нужно сделать? (Подобрать проверочное слово.) Как это сделать? (Изменить слово так, чтобы ударный гласный стал безударным.) Какую букву надо написать в проверочном слове? (Ту букву, которой обозначен ударный гласный звук в проверочном слове.) Запись любых трёх пар слов по образцу.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что вы узнали о проверочном и проверяемом словах? Как их различить? Каким способом можно подобрать проверочное слово для написания проверяемой буквы в безударном слоге?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 9, с. 34).






Для любых предложений по сайту: [email protected]