Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь. Её значение в жизни людей - Наша речь - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь. Её значение в жизни людей - Наша речь - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: познакомить с учебником “Русский язык” (1 класс), пособием “Рабочая тетрадь” (1 класс); учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо; оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом — учебником “Русский язык” (изучение обложки, титульного листа, названия книги, фамилий авторов, форзацев, условных обозначений и их назначения, упражнений и заданий к ним и др.).

2. Чтение и обсуждение обращения авторов к первоклассникам (учебник, с. 3).

3. Знакомство со шмуцтитулом (страничкой, открывающей каждый раздел учебника “Русский язык”) и его назначением в учебнике. Определение целевой установки изучения раздела “Что узнаем, чему научимся”.

4. Чтение названия раздела “Наша речь”, темы “Язык и речь” и определение учебной познавательной задачи “Для чего нужна речь?” (учебник, с. 6), уточнение их понимания учащимися.

5. Конкретизация задач урока. Воспроизведение знаний о речи, полученных в период обучения грамоте.

• Определение значения слова речь (одно из значений этого слова — “способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом”).

• Обсуждение ответов на вопросы: “Из чего состоит наша речь? (Из слов.) А может ли быть речь без слов?”

• Обмен мнениями при ответе учащихся на вопросы: “О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? Почему?” Рассматривание иллюстрации (учебник, упр. 1, с. 6).

6. Чтение выражения Л. Успенского (учебник, упр. 1, с. 6). Определение его главной мысли: только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать. Соотнесение высказывания и рисунка (учебник, упр. 1, с. 6).

7. Знакомство с видами речевой деятельности человека (учебник, упр. 2, с. 6) с опорой на схему и рисунки (учебник, шмуцтитул, с. 5).

• Чтение названия схемы, изучение её содержания.

Обсуждение значений понятий: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя. Когда в жизни человека осуществляется слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

• Рассматривание и обсуждение рисунков к схеме. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности.

• Чтение сведений о языке: “Слушание, говорение, чтение, письмо — это наша речь” (учебник, с. 6).

Вывод: речь — один из главных способов общения людей друг с другом.

8. Знакомство с учебным пособием “Русский язык. Рабочая тетрадь” (1 класс). Изучение обложки, чтение названия пособия и фамилии автора. Изучение структуры и содержания “Рабочей тетради”.

9. Выполнение заданий (“Рабочая тетрадь”, упр. 1, с. 4). Обсуждение ответов на вопрос учителя: “Какими ещё рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?”

10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Когда в жизни вы пользуетесь речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) Какими видами речи вы пользуетесь на уроке? Что можно отнести к говорению? слушанию? чтению? письму? Что же такое наша речь?” (Сформулировать ответ с помощью определения из учебника на с. 6.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]