УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока: упражнять детей в нахождении ударного слога в словах; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова.

ХОД УРОКА

I. Выставка рисунков к есенинским строкам “Солнца луч золотой...”. Устные описания изображённого на рисунках.

II. Введение в тему. Звуко-буквенный анализ слов слоны, кроты, дома, леса (упр. 142). Обозначение ударения в словах, подчёркивание букв, обозначающих безударные гласные. Сопоставление произношения и написания слов: говорим [сланы], а пишем слоны.

Вывод: произношение безударных гласных звуков и написание, т. е. обозначение этих звуков буквами, не совпадает.

Актуализация знаний учащихся.

— Знаете ли вы, как не ошибаться при письме?

“Узелки на память”.

III. Упражнения в нахождении безударных гласных звуков и в их проверке.

Изменение слова так, чтобы оно обозначало один предмет (упр. 142): слоны — слон, кроты — крот, дома — дом, леса — лес.

Сравнение слов лиса и леса по значению, звучанию и написанию (упр. 143).

— Слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Задумаемся почему. (Потому что это разные слова, у них разные значения: слово лиса означает “животное”, а слово леса — места, где растут деревья.)

— И у каждого из этих слов есть своё проверочное слово. Найдите проверочные слова в учебнике и прочитайте их (упр. 144).

Коллективная работа с пословицами (упр. 145). Чтение и объяснение смысла пословиц.

Учащиеся выписывают выделенные слова в строку (леса — лес, вода — водой — воду), обозначают в них место ударения, находят проверочные слова.

IV. Работа со словарными словами молоко, корова (упр. 146). “Минутка чистописания” используется для отработки навыка красивого и безошибочного письма.

V. Словесное творчество. Проводится наблюдение над ритмическим рисунком стихотворных строк (упр. 147). Проставляя в словах знак ударения, дети обнаруживают, что ударные и безударные слоги определённым образом чередуются в стихотворной речи, благодаря чему она приобретает особую ритмичность.

Рекомендации для занятий дома: можно предложить детям сочинить собственный стишок или восстановить стихотворные строки словами из стихотворения “Мяч” С. Маршака (голубой, жёлтый, красный; тобой, за, не угнаться).

Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1 — 7 (с. 39—42).






Для любых предложений по сайту: [email protected]