Звуки [г], [г']. Буква Г, г

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [г], [г']. Буква Г, г

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новыми буквами Г и г;

• научатся выделять звуки [г] и [г'] в русской речи; определять местонахождение новых звуков в словах;

• давать характеристику изученным звукам [г], [г'];

• сравнивать произношение данных звуков в словах;

• сформируют представление об однокоренных словах;

• научатся безошибочному чтению целыми словами.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите героев сказок. Какой первый звук в их названии? Дайте им характеристику. (Золушка, Артемон, Буратино, Емеля, Рыба-кит, Иванушка и Серый Волк, Маугли.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Как вы понимаете пословицу на странице 118? Не делай другим того, чего себе не пожелаешь.

Рассмотрите картинку и составьте свою сказку «Город грибов».


3. Работа по теме урока

— Давайте выпустим на сказочную поляну птиц. Кто это? (Гуси, гагары, голуби, глухари, грачи...)

Кто среди них лишний и почему? (Голуби и глухари — они зимующие птицы, остальные перелётные птицы.)

Проговорите про себя названия всех этих птиц и скажите, что особенного вы заметили в этих названиях птиц. (Они все начинаются со звука [г].)

Ещё раз проговорите про себя и найдите слова, в которых звук [г] особенно хорошо слышится, выделяется. (Грачи, глухари.)

Произнесите звуки [г] и [г'], какие органы речи принимают участие в образовании этих звуков? (Рот полуоткрыт. Задняя часть языка сильно прижимается к нёбу и потом резко отнимается. Звуки произносятся с голосом. При произнесении встречается препятствие.)

Какой это звук? (Это согласный звук.)

Послушайте, я вам про одну птицу загадаю загадку.

Ноги со шпорами,

Хвост с узорами.

Красный гребешок.

Кто это?

(Петушок)

Какие слова с новым звуком вы здесь услышали? Повторяем загадку хором. Заучиваем её. Слушаем звуки в словах: ноги, гребешок.

Что вы можете сказать о звуке [г]? (В слове ноги звук [г'] — мягкий согласный. А в слове гребешок звук [г] — твёрдый.)

Что же мы узнали о звуке [г]? (Звук [г] бывает твёрдым и мягким.)

Что ещё мы всегда говорим о согласных звуках? (Звонкие они или глухие.)

Как мы это определяем? Какой это звук? (Звук [г] — звонкий, потому, что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.)

Как же мы будем обозначать эти звуки на письме? (Заглавной буквой Г и строчной буквой г.)

Выложите все слоги, в которых [г] — твёрдый.

Дети выкладывают га, гы, го, гу.

— Почему в этих слогах-слияниях звук [г] — твёрдый? (Потому, что за ним идут гласные а, о, у, ы.) Под этим рядом слогов выложите слоги, в которых звук [г'] — мягкий.

Дети выкладывают ги, гя, ге.

— Почему звук [г] читается в этих слогах мягко? (Потому, что за ним идут гласные и, я, е.)

— Теперь расскажите всё, что вы знаете о букве согласных звуков [г], [г'].

— Самостоятельно составьте схемы слов грибы, круги. Проверку выполните по учебнику (с. 119).

Прочитайте слоги со звуками [г], [г'] (с. 119). Каких слогов-слияний нет? (Слогов гя, гы.)

Прочитайте таблицу слогов с доски.

га го гу ги ге

— Как вы думаете, на какой строчке будет стоять буква г? (На верхней, так как она обозначает звонкий согласный звук.)

Прочитайте слова, которые помогут нам хорошо, без ошибок прочесть текст. Прочитайте слова, в которых слышится твёрдый согласный звук [г]. Теперь — слова, которые пишутся с заглавной буквы. Почему они так написаны? Прочитайте пару слов, которые показывают нам один предмет и много предметов. (Гриб — грибы.)

Прочитайте текст на странице 119 и ответьте на вопросы. Куда отправились дети? Как их звали? Что отыскали дети в лесу? Что набрала Галя? Что собрал Гена в корзинку? Как по-другому называются грибы, которые собрала Галя? Как называются грибы, которые собрал Гена? Какие грибы называют боровиками? Почему? (Это белые грибы. Они растут в бору. Их называют боровики.)

Какие ещё съедобные грибы вы знаете? Если в их названиях есть буквы г, скажите об этом. (Лисички, грузди, подосиновики, маслята.)

Прочитайте текст ещё раз и подумайте, какой заголовок можно придумать. (Грибы. По грибы. В лес за грибами.)

Кто изображён на рисунке (с. 118)? (Гномик.)

Чем занимаются жители города? Дайте им имена. Что это за городок, в котором живёт Незнайка? (Цветочный город.)

А как можно назвать этот город? (В городе Грибки..., Грибочкин городок.)

Составьте рассказ про жителей города Грибки. «Жили-были в...»

При выполнении данной работы следует особое внимание обратить на последовательность сюжета, правильное построение предложений.

Отгадайте загадки и поселите жителя в город.

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё равно не может.

(Гусеница)


Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть — нет головы.

(Гриб)

— Продолжите ряд слов, которые образованы от слова гриб. (Гриб — грибник — грибочек — грибница — грибной.)

Я тоже подставлю своё слово в ряд — грипп.

Учитель смотрит на реакцию детей. Дети указывают, что это слово не родственно, оно не подходит, так как нет одинаковой части гриб-. И по смыслу не относится к грибам.

— Прочитайте текст с доски.

Права ли гусеница?

— Вы кто такие?

— Я — Гусь, это Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

— А я ваша тётя — Гусеница.


— Выпишите ряд слов, которые образовались от слова гусь.

Дети печатают слова в тетрадь для печатания: гусь, гусыня, гусята.

— Объясните ситуацию. (Слово гусеница не будет родственным словом к данной группе слов. Вместо буквы ц можно поставить *.)

Игра «Твёрдый — мягкий». Используйте синий и зелёный квадраты.

Слова для работы: гроза, газета, гитара, гусли, геолог, горы, грабли, радуга, снегири, книга, гвозди, серьги.

Произнесите слово геолог. Какой звук слышится на конце слова? Что можете добавить о звуке [г]? Как называется орфограмма? Выполните проверку.


4. Рефлексия учебной деятельности

— С какими звуками и буквами вы познакомились на уроке? Что вы узнали о букве г? Докажите, что буква Г заглавная нам тоже нужна. Расскажите всё, что вы узнали о предложении.






Для любых предложений по сайту: [email protected]