Буква е — показатель мягкости согласного звука

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Буква е — показатель мягкости согласного звука

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с вариантом обозначения буквы е гласным звуком [э], указывающим на мягкость предшествующего согласного звука;

• научатся практически ориентироваться в тех случаях, когда буква е обозначает два звука или один звук;

• составлять мини-рассказы на заданную тему.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Что мы узнали о букве е? Это первая сложная буква гласных звуков. Сегодня мы откроем новые знания о ней и подготовим значок для нового звука [ ]. Это и будет наш с вами секрет. Но мы его разгадаем.


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу и объясните её смысл: Ешь пироги, а хлеб береги. (О бережном отношении к хлебу.) Вторая пословица: Едешь на день — хлеба бери на неделю. (О запасливых, бережливых, заботливых людях.)

В пословице найдите слова, в которых мы слышим двойной звук [й'э], который на письме мы обозначаем одной, уже знакомой нам буквой. (Ешь. Едешь.)

Вспомните букву, обозначающую эти звуки. (Буквы Е, е. Они стоят в начале слова.)

— Отгадайте загадку.

Лес охраняет,

Животным помогает,

Их от браконьеров защищает.

Кто это?

(Егерь)

— Укажите, слог, в котором вы слышите два звука, обозначаемые буквой е. (Е-герь. Первый слог е-, даёт два звука [й'э], так как она стоит в начале слова.)

Объясните, кто такой егерь? (Человек, который охраняет, помогает, защищает животных и лес.)

Произнесите в словах охраняет, помогает, защищает только последний слог. Выложите этот слог с помощью звуковых схем, напечатайте слово. Почему в этом слоге буква е обозначает два звука? (Слог перед ним оканчивается на гласный звук [а]. Мы знаем, что если буква е стоит после гласной буквы, то она обозначает два звука.)

Следующая загадка.

Одета ежом, а уползает ужом.

Что это? Подсказка — это ягода. (Ежевика)

Что это за ягода? (Сизо-чёрная ягода, похожая на малину.)

В каком слоге буква е даёт два звука? (Буква е даёт два звука [й'э] в первом слоге е.)


3. Работа по теме урока

— Прочитайте слоги на странице 75. Какой звук обозначает буква е? Произнесите любой слог и послушайте. (Мы слышим звук [э].)

Как читается согласная буква, если за ней следует гласная е?

Рассмотрите картинки, на которых изображены предметы. Один из вас задаёт правильный вопрос: какой? какая? какое? какие? Выбираете любой слог и из него создаёте слово с буквой е, которое лучше всего подходит к данному предмету.

Учитель показывает картинки: волк, белка, сапог, клоун, бабушка, черёмуха. Дети называют вопросы и слова: какой? — серый; какая? — резвая; какой? — левый; какой? — весёлый; какая? — нежная; какая? — терпкая.

Как читаются согласные буквы в подобранных словах, после которых идёт гласная буква е? (Согласные читаются мягко. Они обозначают мягкие согласные звуки [с'], [р'], [л'], [в']. Буква еобозначает один звук [э].)

Прочитайте слова, а затем и текст на странице 74. Приходилось ли вам бывать в лесу? Что вы там делали?

Отметьте в тексте галочкой букву е, которая обозначает два звука, подчеркнём снизу одной чертой букву е, которая обозначает один звук. Сделайте общий вывод о букве е. Расскажите всё, что вы о ней знаете. (Буква е обозначает гласный звук [э], когда стоит после согласной буквы. Буква е обозначает два звука, когда стоит в начале слова или после гласной буквы.)

Прочитайте текст ещё раз выразительно и целыми словами.

Какие ещё гласные смягчают согласный звук? (Гласная и.)

Повторно читаем слоги в таблице на странице 75. Как читаются согласные в данных слогах-слияниях? (Все согласные читаются мягко. Мягкость согласных обозначают буквы е и и.)

На ленте букв буквы ей и будут стоять вместе или в разных рядах?

Что вы видите на иллюстрации (с. 75)? Составьте рассказ про рыбака, который сидит у реки.

На доске записаны названия рыбок: лещь, окунь, карась.

— Начало рассказа «Рыболов» следующее: Вот река.

Каких ещё рыб вы знаете? (Сом, налим, щука, угорь, осётр и т. д.) Умеете ли вы рыбачить?

Что вы узнали про реку? (Река была невелика.)

Как вы понимаете слово невелика? (Значит, река была маленькая.)

Где протекала река? (Река протекала около леса.)

Как вы понимаете слово около? (Значит, рядом.)

Замените в первых двух предложениях слова около и невелика нашими новыми словами. (Рядом с лесом протекала река. Река была мала. Речка маленькая.)

Какие деревья росли по берегам реки? (Ивы.)

— Как ещё называют ивушку в народе? Какая она? (Грустная, плакучая, печальная...)

Какие листочки у ивы? (Листья ивы узкие, длинные.)

Где жили лини и караси? (Лини и караси жили в тине и иле.)

Что такое тина? (Это старые водоросли. Они гнилые и запутанные.)

Что такое ил! (Это топкое дно, которое покрыто мягкой грязью. Она очень быстро поднимается со дна, и сразу вода становится мутной.)

Вот такая речушка протекала рядом с небольшой деревушкой. Прочитайте рассказ «Река» вполголоса. Приготовьтесь читать текст.

На иллюстрациях с. 74-75 назовите деревья. (Берёза, ива, сосна, ели.)

Подумайте, как называется лес, в котором растут одни берёзы. (Берёзовая роща.)

Роща — это лес, в котором растут одни какие-то деревья. Если в лесу растут одни сосны? (Сосновая роща. Сосновый бор.)

Если в лесу растут одни ели? (Еловая роща. Ельник.)

Если растут одни осины. (Осиновая роща. Осинник.)

Как называется частый лес, в котором повалены, поломаны деревья, очень трудно пробраться сквозь деревья? (Валежник, чаща, трущобы.)

Дети работают с учебником (с. 76).

— Ели (какие?) — зелёные, душистые, высокие, вечнозелёные, хвойные, пушистые, смолистые. Сосны — высокие, смолистые, вечнозелёные. Берёза — кудрявая, плакучая, русская, тенистая, стройная, белоствольная. Ивушка — плакучая, густая. Какие ещё деревья вы знаете? (Клён, осину, липу, акацию, тополь, ясень, ольху, орешник, лиственницу...)

Среди картинок деревьев укажите кусты. Чем они отличаются от деревьев? (Сирень, калина, орешник, акация... У дерева один ствол. У куста много веток, и растут они все сразу из земли.)

Отгадайте загадку.

И ограда в саду, и еда дрозду,

И от хвори настой — душистый, густой.

(Шиповник)

Что это, куст или дерево? (Это куст. У него много веточек, а у дерева один ствол.)

Почки липучие.

Листья пахучие,

Плоды летучие.

(Тополь)

Это куст или дерево? (Дерево)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Слива)

Это куст или дерево? Где растёт слива? Какое это дерево? (Дерево. В саду. Садовое дерево.)

Слушаем стихотворение.

Каждый год в кустах калины

Соловей поёт весной.

Голос тонкий, соловьиный

За окном звенит струной.

(М. Познанский)

— О каком растении мы узнали из этого четверостишия? (О калине.)

Это куст или дерево? (В стихотворении сказали, что это куст.)

Кто видел калину? Расскажите, что это за растение? Какие у неё цветы? Есть ли плоды? Какие они? (Калина цветёт белыми цветами. Ягоды у неё красные и очень горькие. Но когда ударят морозы, ягоды становятся сладкими. В них много витаминов.)

Выучите скороговорку. Произносите звуки чётко, ясно, понятно. Составьте схемы к словам рябина и рябила. Что скажете о схемах?

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Читаем текст «Лето» на странице 76.

Как вы думаете, рядом с какими буквами мы поставим букву е на ленте букв? (Рядом с буквой и во второй ряд, в нижний ряд.)

Почему? (Буква е смягчает согласные звуки.)

Назовите гласные верхнего ряда. Как с этими гласными читаются согласные буквы? (а, о, у, ы. Согласные с этими буквами читаются твёрдо.)

— Какие гласные займут нижний ряд?

Сейчас я буду показывать буквы, а вы — составлять с ними слоги- слияния со всеми гласными первого, а затем и второго ряда.

в — во, во, ву, вы, ви, ее

к — ка, ко, ку, кы, ки, ке

р — ра, ро, ру, ры, ри, ре

с — са, со, су, сы, си, се


4. Рефлексия учебной деятельности

— Прочтите имена людей на странице 77.

Поднимите карточки со звуками, которые может обозначать буква е — [й'э] и [э].

Теперь на слух определите, какие звуки обозначает буква е?

Учитель очень чётко читает имена людей: Лена, Егор, Емеля, Гера, Лера, Веня, Елена, Евлампия, Ефим, Евстигней, Евгений, Света, Валера, Вера, Вероника.

Расскажите всё, что вы знаете о букве е.






Для любых предложений по сайту: [email protected]