Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [т], [т']. Буква Т, т
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новыми согласными звуками [т] и [т'];
• научатся произносить новые звуки и слышать их в словах;
• определять местонахождение новых звуков в словах;
• составлять звуковые схемы слов с новыми звуками;
• научатся читать (озвучивать) слова с буквами Т и т;
• познакомятся с отрывками из сказок А. С. Пушкина;
• научатся правильно запоминать название произведения, с которым работают на уроке, его автора;
• научатся слушать и рассматривать книгу и бережно относиться к ней;
• научатся составлять рассказы по картинному плану.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Назовите буквы гласных звуков, с которыми согласные читаются твёрдо. Сколько таких гласных мы уже знаем? (4 — а, о, у, ы.) С какой буквой гласных согласные читаются мягко?
Назовите слоги-слияния с гласными 1-й группы. (на, ка, са.)
Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте пословицу и объясните её смысл: Аккуратность человека красит.
Как называют человека, который аккуратно и хорошо выполняет свои обязанности? (Прилежный.)
Подчеркните знакомые согласные в предложении. Расскажите о них.
Что можете сказать о букве к? Как делится на слоги такое слово?
Как вы понимаете крылатое выражение: «начинать с азов». (Начинать с азов, то есть с самого начала.)
Возьмите в руки «Азбуку», откройте первую страницу. Используя это крылатое выражение, составьте предложение про нас и нашу азбуку. (Мы открыли «Азбуку» и начали с азов учить буквы.)
А теперь умеем уже читать и писать! Мы с вами успешно идём по дороге знаний.
Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот», т. е. подберём к словам антонимы.
маленький — (большой)
чёрный — (белый)
медленный — (быстрый)
порядок — (беспорядок)
аккуратный —
день —
злая —
утро —
трудолюбивый —
честный —
3. Работа по теме урока
— Откройте учебник на странице 53 и прочтите первое слово во 2-м столбике.
Будем работать со словом о'куни. Ударение перенесите на третий слог. Получите новое слово окуни, это значит кого-то или что-то окунуть, опустить в воду.
Что помогло вам изменить смысл слова? (Мы перенесли ударение на другой слог.)
Как слышатся гласные звуки под ударением? (Под ударением гласные слышатся ясно, чётко.)
Аналогичная работа проводится со словами замок—замо’к.
— Можно ли к ним сделать одну схему? (Если не ставить ударение, то можно. Если ставить ударение, то нужно составить две схемы.)
Составьте из звуковых карточек схемы к двум последним словам. Поставьте ударение.
Что интересного мы узнали?
Если при чтении слов вы придумали красивое предложение именно с этим словом, то можно остановиться и прочитать своё предложение. К наиболее интересным предложениям составьте схемы.
Проверяется выполнение задания и оцениваются старания детей. Важно, чтобы дети умели голосом показать ударение в словах.
— Послушайте четверостишие и ответьте на вопрос: как идут часы?
Тик-так-так — минуты скачут,
Динь-дан-дан — часы идут.
Тик-дан-дон — а это значит,
День рожденья тут как тут.
— Итак, как же идут часы? (Часы тикают: тик-так.)
Произнесите и послушайте, как звучит самый первый звук? Какой это звук? (Он согласный звук, потому что произносится с препятствиями: кончик языка прижимается к нёбу у верхних зубов и резко отрывается.)
Что обычно мы хотим узнать о согласном звуке? (Твёрдый он или мягкий. Звонкий или глухой.)
Произнесите ещё раз первые звуки и послушайте самый первый звук. (Тик. Звук [т] — согласный мягкий, за ним следует звук [и], глухой.)
Докажите, почему он мягкий? (За ним следует гласная и, которая смягчает звук [т].)
Произнесите вторую часть звучания часов. (Так — слышим звук [т]. Он согласный твёрдый, потому что за ним следует гласная о. Этот звук глухой.)
Как вы определили, что звук [т] — глухой? Объясните приём, которым вы пользовались. Какой буквой обозначаются наши звуки? Напечатайте эти буквы и слоги та, то, ту, ты, ти в тетради для печатания. Из слогов ти, то, но, сы, си, ко, на, та, ки, са, ни, ты, о, со составьте слова.
Дети составляют слова — кони, сани, тина, кота...
— Запишите заглавные буквы Н, К, С, Т. Когда мы пользуемся на письме заглавной буквой Т? (Когда пишем имена людей, названия городов, рек, озёр, прудов, названия пароходов, катеров и т. д.)
— Назовите имена людей, клички животных, города, которые начинаются с заглавной буквы L Карточкой посигнальте, какой звук вы слышите— твёрдый или мягкий?
Откройте учебник на странице 53. Обратите внимание, к каким словам справа составлены схемы. (Три, пять.)
В какой части слова мы слышим новый звук? (В слове три мы слышим звук [т] в начале слова. Звук [т] — согласный твёрдый, глухой. В слове пять новый звук [т] слышим на конце слова. Звук [т'] — согласный мягкий, глухой.)
Прочитайте слоги, а затем слова в столбиках. Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.
Прочитайте слова, в которых три слога. Почему в них три слога? Какое слово мы ещё не прочитали? Сколько в нём слогов? (Слово котик. В нём два слога.)
Возьмите слово нот, сделайте из него электричество. (Нужно прочитать это слово с конца. Получится слово ток.)
Какое слово одинаково читается как справа налево, так и слева направо? (Слово как.)
Прочитайте текст про кота и ответьте на вопросы по осознанию смысла прочитанного. Прочитайте продолжение рассказа в низу страницы.
Дети читают «Кот скок на окно...»
Прочитайте этот рассказ выразительно, Следите за знаками препинания в конце предложений. Придумайте два-три предложения так, чтобы рассказ был законченным. (С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка: «Ах!» Кот пустился наутёк. Вот так!»)
Как в рассказе называли это прыгучее животное? (Кот, котик, коток.)
А вот это вся семья кошек. Как их зовут и где они живут? Рассмотрите семейство кошачьих.
Учитель показывает картинки рыси, тигра, леопарда, пантеры, льва, кота.
— Назовите из них только диких животных. А теперь только домашних. Назовите кошек, в названии которых слышится новый звук. Дайте характеристику этому звуку. (Тигр — звук [т'] — согласный мягкий, глухой; пантера... кот... котёнок... и т.д.)
Рассмотрите картинки и найдите одинаковый звук в названии предметов: тигр, платье, котяра, тарелка, танк, Тортилла, Буратино, Айболит. (Во всех словах слышится звук [т]. Твёрдый звук [т] мы слышим в словах: кот, тарелка, танк, Тортилла, Айболит. Мягкий звук [т] слышится в словах: Буратино, Тортилла, тигр и т. д.)
Расскажите всё, что узнали о букве т. (Буква т обозначает согласные глухие звуки, они могут быть твёрдыми и мягкими.)
Теперь у нас игра «Твёрдый — мягкий».
Дети пользуются карточками зелёного и синего цветов. Учитель диктует слова: кнут, гнать, ты, тихо, просить, тени, Таня, тигр, ток, тут, тюк, тянут, спорт, точка, тесто, кастрюля.
— Прочитайте стихи о букве Т, подчеркните буквы Т, т.
Читают дети.
Буква «т» стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
«Т» в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
(А. Шибаев)
Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве «Т» я старый друг!»
(В. Степанов)
Отвечайте, кто знаток:
«Это что за молоток?»
(Е. Тарлапан)
— Выучите эти стихи. Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». А вы рассмотрите иллюстрацию к отрывку: У лукоморья дуб зелёный...
О каких чудесах рассказывается в этом отрывке? Прослушайте этот отрывок в грамзаписи или видеозаписи и про себя повторяйте. Стихи Пушкина очень хорошо запоминаются. Подчеркните все буквы m в четверостишии на странице 52 учебника. Дайте характеристики звукам.
Прочитайте текст (с. 53). Выпишите слоги-слияния с новыми звуками [т], [т']. Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы m в слогах-слияниях.
4. Рефлексия учебной деятельности
— В каком ряду на ленте букв будет стоять буква m? Почему? Назовите буквы, стоящие рядом с буквой т.
С какими буквами мы познакомились? Запишите только согласные буквы из тех, которые я покажу на карточках: я и, н, а, у, к, о, ы, с, и, у, с, к, а, о, н.
Когда согласные звуки произносятся твёрдо? (Когда за ними идут гласные а, о, у, ы или когда согласный входит в обратный слог — ан — Анна, ук — укроп, ос — Остер).