Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями

ТИП УРОКА: урок закрепления и развития знании, умении, навыков.

ЦЕЛИ УРОКА: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова в алфавитном порядке.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают, располагать заданные слова в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарями.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, тема «Звуки и буквы. Упражнение. Игра «Расшифровка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради с. 28, упр. 12.

(Воробей, лисица, петух, собака.)


3. Актуализация знаний

Воспроизведение знаний об алфавите, порядке букв в алфавите.


4. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете закреплять умение правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, будете учиться определять буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают, упражняться в расположении заданных слов в алфавитном порядке.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 54, упр. 5)

— Рассмотрите рисунки.

Назовите каждую букву правильно.

Догадайтесь, почему буквы «спускаются» на разных парашютиках?

Какие названия имеют буквы ъ и ь в алфавите?

Постарайтесь установить последовательности букв в алфавите для каждой группы букв.

— Запишите одну по выбору группу букв в алфавитном порядке.

Названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни.

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 55, упр. 6)

— Прочитайте текст.

Определите, кто неверно произнёс буквы? (Гусь — буква «гэ», жук — буква «жэ».)

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 55, упр. 7)

— Подумайте, какое слово в каждой паре вы запишете по алфавиту первым? Обоснуйте свой выбор.

Выполнение заданий по выбору.

— Запишите по выбору две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.

Работа со словарными словами

— Догадайтесь, о ком идёт речь.

• Мальчик, который учится в школе. (Ученик.)

• Девочка, которая учится в школе. (Ученица.)

• Человек, который преподаёт в школе какой-либо учебный предмет. (Учитель, учительница.)

— Запишите слова в тетрадь.

Запишите предложение. Подчеркните в словарных словах буквы, которые надо запомнить.

Ученик и ученица пришли на урок к учителю.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 56, упр. 9)

— Игра «Отгадай слово».


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 57, упр. 11)

— Расшифруйте слова. Для этого расположите буквы в алфавитном порядке. Запишите составленные слова.

жикё — ёжик

осьл — лось

еньд — день

ыско — косы

ьостг — гость

Способ проверки: ПК. Тема «Звуки и буквы. Упражнение. Игра «Расшифровка».

Работа по учебнику (с. 57, упр. 12)

— Прочитайте стихотворение Н. Костарёва.

Определите правило, по которому слова астра, азбука, айва записаны в алфавитном порядке. (Первые буквы в словах одинаковые, значит надо сравнивать вторые буквы в каждом слове.)

Запишите выделенные слова в алфавитном порядке.

Работа с толковым словарём.

Работа по учебнику (с. 56, упр. 9)

— Выполнение задания упражнения. Как расположены слова в словаре? (В алфавитном порядке.)


7. Самостоятельная работа

Работа по учебнику (с. 56, упр. 10)

— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю.

Запишите три последних слова в алфавитном порядке. (Карандаш, лисица, пальто.)


8. Домашнее задание

Запомнить названия букв в алфавите. Составить загадку, подобную той, что дана в учебнике на с. 56, упр. 8.


9. Подведение итогов урока

— Подумайте, почему надо правильно называть буквы алфавита?

Назовите все буквы алфавита.

Дети называют по одной букве алфавита цепочкой.

— Подумайте, когда и где может потребоваться вам знание алфавита.


10. Рефлексия

— Продолжите предложения.

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Я выполнял задания...

Я научился...

Мне захотелось...






Для любых предложений по сайту: [email protected]