Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями
ТИП УРОКА: урок закрепления и развития знании, умении, навыков.
ЦЕЛИ УРОКА: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова в алфавитном порядке.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают, располагать заданные слова в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарями.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, тема «Звуки и буквы. Упражнение. Игра «Расшифровка».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради с. 28, упр. 12.
(Воробей, лисица, петух, собака.)
3. Актуализация знаний
Воспроизведение знаний об алфавите, порядке букв в алфавите.
4. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете закреплять умение правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, будете учиться определять буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают, упражняться в расположении заданных слов в алфавитном порядке.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 54, упр. 5)
— Рассмотрите рисунки.
Назовите каждую букву правильно.
Догадайтесь, почему буквы «спускаются» на разных парашютиках?
Какие названия имеют буквы ъ и ь в алфавите?
Постарайтесь установить последовательности букв в алфавите для каждой группы букв.
— Запишите одну по выбору группу букв в алфавитном порядке.
Названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 55, упр. 6)
— Прочитайте текст.
Определите, кто неверно произнёс буквы? (Гусь — буква «гэ», жук — буква «жэ».)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 55, упр. 7)
— Подумайте, какое слово в каждой паре вы запишете по алфавиту первым? Обоснуйте свой выбор.
Выполнение заданий по выбору.
— Запишите по выбору две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
Работа со словарными словами
— Догадайтесь, о ком идёт речь.
• Мальчик, который учится в школе. (Ученик.)
• Девочка, которая учится в школе. (Ученица.)
• Человек, который преподаёт в школе какой-либо учебный предмет. (Учитель, учительница.)
— Запишите слова в тетрадь.
Запишите предложение. Подчеркните в словарных словах буквы, которые надо запомнить.
Ученик и ученица пришли на урок к учителю.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 56, упр. 9)
— Игра «Отгадай слово».
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 57, упр. 11)
— Расшифруйте слова. Для этого расположите буквы в алфавитном порядке. Запишите составленные слова.
жикё — ёжик
осьл — лось
еньд — день
ыско — косы
ьостг — гость
Способ проверки: ПК. Тема «Звуки и буквы. Упражнение. Игра «Расшифровка».
Работа по учебнику (с. 57, упр. 12)
— Прочитайте стихотворение Н. Костарёва.
Определите правило, по которому слова астра, азбука, айва записаны в алфавитном порядке. (Первые буквы в словах одинаковые, значит надо сравнивать вторые буквы в каждом слове.)
Запишите выделенные слова в алфавитном порядке.
Работа с толковым словарём.
Работа по учебнику (с. 56, упр. 9)
— Выполнение задания упражнения. Как расположены слова в словаре? (В алфавитном порядке.)
7. Самостоятельная работа
Работа по учебнику (с. 56, упр. 10)
— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю.
Запишите три последних слова в алфавитном порядке. (Карандаш, лисица, пальто.)
8. Домашнее задание
Запомнить названия букв в алфавите. Составить загадку, подобную той, что дана в учебнике на с. 56, упр. 8.
9. Подведение итогов урока
— Подумайте, почему надо правильно называть буквы алфавита?
Назовите все буквы алфавита.
Дети называют по одной букве алфавита цепочкой.
— Подумайте, когда и где может потребоваться вам знание алфавита.
10. Рефлексия
— Продолжите предложения.
Мне было интересно...
Мне было трудно...
Я выполнял задания...
Я научился...
Мне захотелось...