Все уроки русского языка 10 класс
Устное сочинение
Цели: продолжить развитие связной речи учащихся в ключе художественного стиля; развивать умения использовать различные художественные средства в соответствии с индивидуальностью автора с целью создания художественного образа; воспитывать образное мышление и тонкое чутьё образности.
Оборудование: темы сочинения (на доске); тезисы к защите сочинения.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
В зависимости от уровня учебных достижений класса повторить теоретический материал по особенностям художественного стиля.
II. Постановка целей и задач урока
Учитель. Цель сегодняшнего урока — успешно применить знания по использованию художественного или публицистического стиля в устном сочинении.
III. Объяснение нового материала
Учитель. Сегодня у нас сочинение на свободную тему. Работы такого типа могут строиться как от конкретных фактов к общему заключению, так и, наоборот,— от общего положения к анализу отдельных фактов. Тип речи вы выбираете самостоятельно. Стиль речи может быть художественный или публицистический. В зависимости от этого выбирайте нужные языковые средства. В сочинении на свободную тему важно не только раскрыть тему сочинения, но и показать свое отношение к окружающей действительности, свое понимание выбранной проблемы. Используйте в сочинении свои домашние заготовки.
Напишите план сочинения.
IV. Подготовка к устному сочинению
1. Презентация темы
• «А у зари сегодня цвет был светло-фиолетовый» (А. Барто);
• «Как очарованный, стою над дымной бездною твоею и, мнится, сердцем разумею речь безглагольную твою» (Е. А. Баратынский);
• «Опять весна, опять смеется луг...» (Е. А. Баратынский);
• «Смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится...» (Ф. Тютчев);
• «Ах! Человек он был с душой, каких уж нынче нет!» (В. Курочкин);
• «По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал, капли дождевые скатывались с игол» (А. Н. Майков).
2. Составление плана устного сочинения
V. Защита сочинения
Тезисы к защите устного сочинения
• Обоснование выбора темы.
• Стиль и тип речи, использованные в сочинении.
• Языковые средства.
VI. Итог урока
1. Заслушивание сочинений
2. Беседа
• Какие сочинения вам понравились больше и почему?
• Какие ошибки, недочеты вы заметили?
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Найдите материал к предложенным понятиям. (Задание по уровням)
Высокий уровень
Душа, внутренний мир, любовь.
Достаточный уровень Лаборатория, подвиг.
Средний уровень Воспитание, природа.