Все уроки русского языка 10 класс
Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине. Турнир
Цели: предупредить ошибки в речи учащихся при двуязычии в Украине; в игровой форме прививать навык правильного произношения слов; воспитывать культуру устной речи.
Оборудование: задания для турнира.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Учитель выборочно берет тетради учащихся на проверку.
II. Постановка целей и задач урока
Учитель. Задачи сегодняшнего урока — в игровой форме научиться соблюдать орфоэпические нормы русского языка; следить за недопустимостью их нарушения под влиянием родственного украинского, где иные требования к произношению. Выявить знатоков русского языка.
III. Объяснение нового материала
Слово учителя
— В существовании русской речи в Украине есть своеобразие. Язык как живое явление очень легко поддается влиянию со стороны другого языка, в данном случае украинского. С одной стороны — это естественное явление, приносящее пользу — в дальнейшем оно может служить для пополнения лексики языка. С другой стороны — носители языка, не вполне следящие за своей речью, допускают орфоэпические ошибки: ошибки в произношении слов, в постановке ударений. Сегодня мы с вами постараемся показать свои знания норм русского языка, не поддаться на уловки, пройти все испытания, достойно справившись с ними. Желаю вам удачи!
IV. Турнир
(Играют две команды.)
1. Чтение вслух
Задание 1. Время — 5 мин.
(Выполняют по одному участнику от команды.)
Прочитайте четко слова, соблюдая нормы русского языка.
1-я команда
Разогревать, согнутый, рейтинг, также, анекдот, вокзал.
2-я команда
Педагог, экзамен, простого, метеорология, гитарист, каталог.
♦ Какие явления вы заметили? (Оглушение, озвончение, разницу между произношением [г] в русском и украинском языках.)
Задание 2. Время — 5 мин.
(Выполняют по одному участнику от команды.)
Прочитайте, правильно ставя ударения в словах.
(Ударения в тексте, который читают учащиеся, не ставятся.)
1-я команда
1) Он провернул какую-то аферу.
2) Этот малыш все время балуется.
2-я команда
1) Вам что — завидно?
2) В тексте есть апостроф.
2. Сопоставительный акцентологический минимум
(Работают у доски по одному ученику от команды.)
Задание одинаковое для двух команд.
Время — 10 мин.
Проставьте ударения в русских и украинских словах. Прочитайте, соблюдая нормы произношения в русском и украинском языках.
Задания |
Ответы |
||
Русский |
Украинский |
Русский |
Украинский |
Верба, алфавит, дочка, столяр, новый, старый, дрова, загадка, квартал |
Верба, алфавіт, дочка, столяр, новий, старий, дрова, загадка, квартал |
Верба, алфавит, дочка, столяр, новый, старый, дрова, загадка, квартал |
Верба, алфавіт, дочка, столяр, новий, старий, дрова, загадка, квартал |
3. Турнир дикторов
Время — 15 мин
Команды получают тексты для озвучивания, учащиеся все вместе решают, как расставить ударения. Озвучивает текст один человек от команды. Команда соперников проверяет по текстам-ключам.
Тексты-ключи
ТЕКСТ ДЛЯ 1-й КОМАНДЫ
Сегодня победительнице конкурса вручат как приз договор о рекламном туре на год. Также жюри решило ее премировать: фотографии будущей звезды бесплатно разместят в каталоге. Как Мария восприняла эту победу, мы узнаем из следующего выпуска новостей.
А сейчас расскажем вам о том, как проводят свой досуг юные необычные киевляне. Еще совсем молодые, не окончившие колледж, они вовсе не смущаются, когда дают интервью. А ведь они не просто учащиеся из обычных семей, они сироты. Задание черпать знания — для них не обязанность, а увлечение, так как все свободное время ребята проводят в научном центре. Все они эксперты в школьных науках.
ТЕКСТ ДЛЯ 2-й КОМАНДЫ
Сегодня мы находимся на кондитерской фабрике. Конфеты, торты, рулеты — продукция этой фабрики. На производство постоянно поступают центнеры сахарного песка и муки. Хаос тут недопустим. Процесс изготовления сладкой продукции идет по четкому расписанию в определенных цехах. Что же внутри «сладкого цеха»?
Большой стол на фабрике лишь отдаленно похож на наш кухонный. Над нами, как вы видите, находится трубопровод. На окнах — жалюзи.
А работы у тружениц еще непочатый край: украсить торт. Крем специалист на торты кладет аккуратно. Он разноцветный. Для красного оттенка использован краситель, добытый из свеклы, для синего — сливовый. Какой торт самый лучший, определит экспертная комиссия — вы, покупатели.
4. Турнир журналистов
Возьмите интервью у команды-соперницы на тему: «Моя жизнь после школы».
Подготовьте командой 4-5 вопросов для интервью. Интервью берет один участник команды, добавляя 1-2 своих вопроса-экспромта по ходу беседы.
5. Конкурс «Кто быстрей»
(Учащиеся заполняют таблицу в тетради.)
Разговорный стиль
Стилевые черты |
Жанры |
||
Общение, сообщение |
Бытовая |
Взаимопроверка по образцу
Образец таблицы «разговорный стиль»
Главная функция |
Стилевые черты |
Сферы применения |
Жанры |
Общение, сообщение |
Неофициальность, непринужденность, экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, обыденность содержания и диалогическая форма, использование пауз, темпа речи, внеязыковых факторов |
Бытовая |
Диалог, спор, рассказ, история, письмо, записка, дневник |
V. Итог урока
♦ Какие выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока?
♦ Что вам запомнилось больше всего?
VI. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий уровень
Подобрать описание человека в художественном стиле, отработать чтение дома.
Достаточный уровень
Подобрать описание природы в художественном стиле, отработать чтение дома.
Средний уровень
Подобрать описание животного в художественном стиле, отработать чтение дома.
VII. «На закуску»
♦ Прослушайте 2 диалога.
* * *
— Куда это вы бежали? — спросил старшина.
— Ну, на станцию,— заныл Крендель.
— Без «ну»! Ты эти свои «ну» брось! Откуда бежали?
— Из тира.
— А что это вы там делали?
— Монахов искали,— ответил Крендель.
* * *
— Поняли теперь? — улыбнулся Вася.
— Еще бы,— ответил я.
— Что это с ним? — спросил Вася и поглядел на меня.
— А что? — не понял Крендель.
— Талдычит одно и то же: еще бы да еще бы. Слова человеческого сказать не может.
— Разве? — сказал Крендель.— Я не замечал. Он вообще-то разговаривает. Это он так, стесняется. Верно, Юрка?
— Еще бы,— буркнул я.
(Ю. Коваль)
♦ О чем диалоги?
♦ Сделайте их стилистический анализ.
♦ Обязан ли один из героев «бороться» за чистоту языка?
♦ Почему он это делает?
♦ Чем опасно то, что человек не замечает убогости собственной речи?