Все уроки русского языка 10 класс
Публицистический стиль: сфера применения, функции, стилевые черты
Цели: углубить знание учащимися стилевых черт, области применения, функций публицистического стиля; развивать навык работы с публицистическими текстами; воспитывать гражданственность и уважение к социальной сфере жизни, стремление идти в ногу со временем.
Оборудование: (РМ) тексты и задания для самостоятельной работы; карточки для работы в парах; статья «Мещерская драма» (на каждую парту); слова для творческой работы (на доске).
ХОД УРОКА
I. Опрос по повторению
Самостоятельная работа
♦ Прочитайте текст, выполните тест, ответив на вопросы.
В организме человека насчитывается приблизительно 200 типов различных клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается чёткая микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. Клетки можно рассматривать и живыми. Для этого на микроскоп ещё монтируют специальное жёсткое устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.
(С. И. Львова «ЕГЭ — 2006: Русский язык. Сборник заданий»)
♦ Определите стиль текста.
Тест
1) Какое суждение противоречит содержанию текста?
а) Микроскопия — ведущий метод изучения клетки;
б) большинство компонентов клеток не прозрачны;
в) клетки можно рассматривать и живыми;
г) человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.
2) Какова цель автора этого текста?
а) Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для ученого-биолога;
б) выразить личное отношение к описываемым фактам;
в) информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки;
г) доступно изложить научные факты.
3) Какая из характеристик не свойственна данному тексту?
а) Текст рассчитан на широкий круг читателей;
б) научная информация в тексте упрощена;
в) текст содержит незначительное количество терминов;
г) лексика текста может быть понятна только специалисту.
4) Какие из особенностей языковых средств научного стиля не характерны для данного текста? (Укажите 1 вариант ответа)
а) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные, термины;
б) в тексте есть сложноподчиненные предложения;
в) речь ведется от 1 лица множественного числа;
г) все слова в тексте употреблены в прямом значении.
5) Составьте схему 4 предложения, которая поясняла бы знаки препинания.
Ключи: 1 — б; 2 — г; 3 — б; 4 — в.
II. Актуализация опорных знаний
♦ Что общего у слов: публика, публичный, публикация, публицистический, популярный?
Учитель. Слово «публика» заимствовано из польского языка в Петровскую эпоху. Однако корни этого слова уходят глубже: в польский язык оно попало через французский из латинского — «популярный», то есть «народный». Итак, публика — это простой народ, популярный — народный, публикация — доведение до всеобщего сведения.
♦ Что же такое республика? (Народная власть)
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Основная цель работы сегодня — углубить и расширить знания о публицистическом стиле, отследить связь социальных и политических вопросов с эпохой. Учиться работать с публицистическими текстами.
IV. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Узнав о значении слов «публика», «публикация», мы можем сказать, что публицистика отражает текущую историю народа и обращена к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым), поэтому ее часто называют летописью современности. (Записать в тетради определение.)
Докажите эти позиции, используя отрывки из газетных статей.
2. Работа в парах по карточкам
Задание. Найдите приметы времени. Ответьте на вопросы.
♦ Какие проблемы волновали и волнуют общество? Изменились ли они?
♦ Меняется ли отношение к ним? Почему?
Карточка № 1
С архитектурной утонченностью нынешних построек, при новых понятиях о домашнем комфорте, исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домики, почти все серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда не красились.
(М. Бутурлина, «Записки». 1820-1850-ые гг.)
Большинство зданий, представленных в рамках конкурса, находятся в отличном состоянии, но есть и такие, которые нуждаются в ремонте. Например, кинотеатр им. Шевченко — бывший синематограф «Баян», построенный в 1911 году.
(Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)
Карточка № 2
Бедность с каждым днем развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «Человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты. <.> Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голоса» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обремененного семейством и получающего 100 или 150 руб. в год пенсии, то вдовы чиновника или офицера с тремя или четырьмя детьми, получающими еще меньше, то жены, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких средств.
(Из газеты «Голос». — 1866)
Тяжело сегодня живется старикам. Мизерная пенсия, высокие цены не позволяют им приобрести и самые необходимые, жизненно важные продукты питания, одежду, обувь, пользоваться бытовыми услугами. Какая-то надежда у них была на трудовые сбережения, которые они откладывали буквально по рублю из своей заработной платы, сдавали на хранение в учреждения Сбербанка. Но и она рухнула: их вклады инфляция свела на нет.
(Из газеты «Крымские известия». — 1993. — № 86)
...катастрофически растет задолженность по зарплатам в бюджетной сфере: общая кредиторская задолженность уже перешагнула 33 миллиона против 27 в начале года (то есть за 9 месяцев выросла на 20 %).
(Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)
Карточка № 3
Мы посвящаем особенное внимание тем скромным предложениям, которые с некоторого времени начали появляться в изобилии на страницах «Полицейских ведомостей» и относятся к отдаче денег под ручные залоги. Изобретательность этих предложений изумительна. Например: предлагают деньги под залог вещей, начиная от 2 до 3000 руб., с выдачею квитанций за умеренные проценты, под залог пенсионных листов; есть даже такие благодетели, которые предлагают деньги совершенно без процентов. Все эти объявления показывают, с одной стороны, крайнюю потребность в деньгах в бедном классе, с другой — накопление небольших сбережений людьми, не умеющими обратить эти деньги на какое-нибудь производственное предприятие.
(Из газеты «Голос». — 1865)
Пошел я по банкам, как говорится, со шляпой в руке. Обнаружилось, что объем необходимых документов и справок увеличился вдвое. Но это в конце концов техническая проблема. Что дело не в технике, я понял, когда девочка из кредитного отдела банка за коробку вкусных конфет допустила меня к шкафу, где у них хранятся заявки от желающих получить кредит. Папки с кредитными делами (так это называется на языке банкиров) в шкаф явно не вмещались. В то же время предложений о кредитах вроде много. «Кредиты без залогов, справок и поручителей»,— кричат объявления. Хотелось бы предупредить: среди объявлений на столбах встречаются абсолютно криминальные варианты. Например, ростовщик может назначить клиенту встречу поздно вечером — и выдать деньги. Но не успеет клиент отойти на два квартала от его конторы, как ему «случайно» дадут по голове и ограбят на всю сумму подписанного обязательства.
(Из газеты «Московский комсомолец в Украине». — 2009. — № 45)
3. Лекция учителя
(Учащиеся делают записи.)
— Сфера использования публицистического стиля — средства массовой информации, митинги, собрания, т. е. вся общественно-политическая сфера деятельности человека. Функция — информативно-воздействующая; стилевая доминанта — простота и доступность.
Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер газеты и посмотреть ее заголовки. Вы получите впечатление о содержании газеты. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ. Публицист чаще всего анализирует общие темы, интересные широкому кругу читателей, опираясь при этом на конкретные факты, примеры. Исходя из функции публицистического стиля — информационно-воздействующей — автор может смело агитировать, призывать, убеждать, пропагандировать какие-либо идеи.
Публицистический стиль более свойственен письменной форме литературного языка, хотя отдельные его жанровые разновидности (лекции, выступления на митингах, собраниях, доклады, беседы) проявляются и в устной форме. Основу этого стиля составляет общественно-политическая литература, периодическая печать (газеты, журналы).
Публицистика в ее лучших образцах сочетает систему развернутых доказательств, убеждающих слушателей и читателей строгой логичностью, и художественную яркость и эмоциональность изложения, которые заражают их горячим сочувствием или негодованием. Публицистический стиль может совмещать иногда особенности научного и художественного, иметь вкрапления разговорного стиля.
V. Закрепление
1. Работа с текстом
Задание. Прочитайте начало статьи. Предложения, относящиеся к публицистическому стилю, подчеркните одной чертой, к художественному стилю — двумя.
МЕЩЕРСКАЯ ДРАМА
В мещерских лесах у лесничества Курша увидели мы братскую могилу. Война в эти места не дошла. Отчего погибло так много людей? Стали расспрашивать и узнали трагедию, о которой следует рассказать.
В мещерском болотистом крае на возвышеньях стоят сухие боры. Безлюдны и молчаливы эти леса. Деревья тут умирают стоя. Кора отпадает, и старые сосны стоят нагими. От этого лес несколько мрачен. Кажется, что человек тут никогда не ходил. Только синицы, кукушки, голуби клинтухи и черные дятлы владеют лесом. Под соснами — мох, в сырую погоду мягкий, как губка, и ломкий, сухой, как порох, в не дождливое время. В сухую пору упадет одна искра, и лес этот вспыхнет, как факел.
Это случилось летом 1936 г. В стоящем на краю леса селе Кол- туки я разыскал стариков, видевших знаменитый пожар. И вот что записал со слов колхозника Клемёнова Г. Е.
«Лето было сухое. Пожаров ждали. Отчего случился пожар, никто не знает. Я с бабами в тот день косил траву в лесу. День был ветреный. Мы присели перекусить, и вдруг вместе с запахом дыма услышали гул, как будто пролетало несколько самолетов.
Такого огня я не видел даже на войне. Он несся по лесу со страшным рёвом. И скорость его была такая, что убежать из леса в тот день мало кому удалось. Все живое погибло. Нашу деревню пожар миновал. И тут мы опомнились: а Курша? Кинулись. Курши нет! Как будто и не было сотни домов. Людей тоже не было. Через день схоронили тех, кого разыскали...».
Анна Архиповна Большова рассказывает:
«Поезд уходил, когда Курша вспыхнула, как спичечный коробок. С платформы я видела сзади ревущий огонь. Поезд тоже далеко не ушел. Огонь успел перерезать дорогу. Все горело: лес по сторонам от пути, шпалы, деревянные мостики. Загорелись дрова на платформах, и люди оказались на бегущем по рельсам костре. Паровоз зарылся носом на сгоревшем мосту. Муж подбежал, подхватил меня под руки, заставил бежать вместе с ним. Кинулись сквозь огонь. У меня обгорели ноги. Потеряла сознание, глядя, как от поезда остается только железный остов. Там в числе многих была моя мать, братья, две сестры и сноха».
Ответьте на вопросы.
♦ На какую тему написан предложенный текст?
♦ Какую цель ставил перед собой автор статьи?
♦ Как вы думаете, каким выводом закончил свою статью автор?
♦ Прочитайте окончание статьи. Совпадает ли то, что вы прочли, с вашим предположением?
Лесные пожары — бедствие страшное. Особенно в сосняках и особенно в августе.
Пожароопасных мест на Земле много. У нас едва ли не каждый год горят леса у Читы, Мещера горела не раз, французские сосняки вблизи Средиземного моря часто горят. Страшные пожары случаются в Калифорнии. На тушение огня бросают все силы. Тушить лесные пожары трудно и дорого. Пожары нужно предупреждать. И для этого часто от нас требуется совсем немного,— быть осторожными в лесу с огнем, особенно в апреле и в августе. Человеческие драмы и фантастические убытки принести может незатоптанный окурок, не к месту разведенный костер. Курша взывает помнить об этом всегда.
(По В. Пескову. — Комсомольская правда в Украине. — 2008. — 15 августа)
♦ Какие приемы автор использовал для воздействия на чувства читателей?
♦ Запишите часть текста, выделенного шрифтом, в тетради.
2. Творческая работа
Задание. Опираясь на правила, повторенные дома (о — ё после шипящих, правописание приставок з-, с-, пре- и при-), составьте предложения публицистического стиля, использовав слова и словосочетания (слова написаны на доске).
Пр..ображать, преследовать, пр..украсить, пр..тендент, президент, пр..способиться, преодолевать, пр..неприятный; ч..рный юмор, ч..рный пиар, деш..вый прием, ч..рствый хлеб, говорили ш..потом, ра..смотреть вопрос, ра..чувствоваться, бе..конечный, во..торженный, во..хитительный.
♦ Какие из предложенных слов относятся к высокому стилю?
VI. Итог урока
Продолжите фразу.
«Слово «публицистика» означает...»
«Для публицистического стиля характерны...»
«Жанры публицистического стиля...»
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий уровень
Выпишите отрывок из любой газетной статьи (около 3050 слов), докажите, что он написан публицистическим стилем.
Достаточный уровень
Выпишите из газеты 10-20 предложений со словами на повторенные правила.
Средний уровень
Из любой газеты выпишите заголовки, обозначив темы данного номера газеты.