Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Текст. Типы речи
Цели: обобщать знания по темам «Текст», «Стили языка» и «Типы речи»; развивать умения анализировать текст; разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Работа по группам
Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.
III. Разбор заданий тестов ЕГЭ
1. Слово учителя.
Значительная часть заданий тестов ЕГЭ предполагает работу с текстом, его анализ. Один вид работы связан с установлением связи между предложениями небольшого текста. Второй - с восприятием другого текста, значительно большего по объему, с определением стиля текста, типа речи, средств выразительности, встретившихся в тексте.
Сначала повторим и обобщим изученное о тексте.
2. Беседа.
- Что называется текстом? (Несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой.)
- Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями.)
- Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части, члена; содержание предложений может быть противопоставлено друг другу; сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста.)
- Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического повтора и грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. д.
Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора - одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказываний или интонация.)
- Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение).
Комментарии учителя
При определении стиля и типа речи надо помнить, что абсолютно «чистые», рафинированные случаи попадаются крайне редко. Например, художественный стиль нередко включает в себя и разговорный, и публицистический, а иногда и официально-деловой и научный - в зависимости от задач текста. Этот стиль при необходимости вбирает в Себя средства всех других стилей, которые подчиняются, прежде всего, главной функции художественного стиля - эстетической. Основные приметы художественного стиля - образность, использование изобразительно-выразительных средств языка.
Публицистический стиль использует элементы художественного, разговорного стилей, официально-делового, реже - научного.
Разговорный стиль мы используем не только дома, с приятелями, на улице, в школе, на работе с коллегами, но и в письмах, записках неофициального, дружеского характера.
Официально-деловой и научный стили более рафинированны, крайне редко можно встретить посторонние элементы в таких текстах. Эго связано с присущей им точностью, логичностью, однозначностью, обилием терминов, специальной лексики, сферой употребления.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение - тоже могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях. Как различить типы речи?
Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что вы можете вспомнить, мысленно обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.
Слово повествование должно рассматриваться не как «рассказ вообще, о чем-нибудь», а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, то есть повествование, мы мысленно прокручиваем «кинопленку» памяти.
А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, - о рассуждении. Напомним, что рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.
3. Выполнение заданий и комментарии учителя.
Задания
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)... (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.
(3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6) ...компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) прежде всего;
2) однако;
3) кроме того;
4) иными словами.
Комментарии учителя
1-е задание требует установить правильную последовательность предложений в тексте.
Правильный ответ под цифрой 2: Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Обоснуем наш выбор.
Предложения (1) и (2) связаны по цепочке (цепная связь) с помощью повтора слов и противопоставления: только информацию, представленную в числовой форме - вся другая информация; в числовой форме — в числовую форму.
Хотя в остальных трех предложениях есть слова, представленные в предложении (2): компьютер, информация, прямой связи между ними нет.
Во 2-м задании необходимо установить связь предложений в тексте.
Правильный ответ под цифрой 4:
Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
Предложение (6) уточняет информацию предложения (5), а не устанавливает очередность мыслей (прежде всего), не перечисляет их (кроме того), не противопоставляет их (однако), поэтому логика подсказывает выбрать вариант иными словами.
Следующие задания относятся к тексту, с которым мы начали работать на уроке № 21.
Задания
3. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, содержится в тексте в виде прямого высказывания?
1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.
2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».
3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.
4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше.
4. Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; повествование;
2) художественный стиль; повествование;
3) разговорный стиль; рассуждение-доказательство;
4) публицистический стиль; есть все типы речи.
Комментарии учителя
Правильный ответ для 3-го задания - под цифрой 3. Обоснуем ответ.
В предложениях (26) и (27) находим высказывание, которое прямо передает смысл предложения 3: «(26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность».
В 4-м задании следует определить стиль и тип речи данного текста.
При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во- первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице. Во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чем-то, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Одним словом, представим себе речевую ситуацию: кто говорит, с кем, о чем, где и зачем. Речевая ситуация поможет правильно определить стиль, а для проверки мы найдем в тексте конкретные приметы стиля.
Попробуем сделать это с нашим текстом.
В задании представлены всего три стиля: разговорный, художественный и публицистический. Разговорный стиль мы используем не только дома, с приятелями, на улице, в школе, на работе с коллегами, но и в письмах, записках неофициального, дружеского характера. Трудно представить данный текст в подобных ситуациях. Хотя в нем встречаются отдельные слова и выражения разговорного стиля: распрекрасно, насвистывая, старушка, перебежки, немудреный, обратите внимание вон на ту женщину, зазевавшийся, — в основном он не соответствует приметам этого стиля. Значит, первый вариант мы отбрасываем.
В тексте мы наблюдаем приметы художественного стиля: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка. Но не забудем, что этот стиль при необходимости вбирает в себя средства всех других стилей, которые подчиняются, прежде всего, главной функции художественного стиля - эстетической.
Задача данного текста в другом: привлечь внимание читателя к нравственным проблемам, воздействовать на него, убедить в необходимости быть внимательным к себе и окружающим. Этот текст мог бы появиться на страницах газеты или журнала в качестве проблемного очерка. Разговор автора с читателем эмоционален, экспрессивен, текст сочетает разговорную и книжную лексику, иронию и серьезный тон; носит характер документальности, рассказывает о реальных, постоянно встречающихся ситуациях. Автор спорит с воображаемыми оппонентами, призывает к терпению и предупредительности по отношению к окружающим.
Всё это доказывает, что текст относится к публицистическому стилю - вариант под цифрой 4. Автоматически решается задача определения типа речи, так как «публицистический стиль» есть лишь в одном варианте. Однако проверим, все ли типы речи присутствуют в тексте.
Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что вы можете вспомнить и описать? Память наверняка «сфотографировала» сценки в метро: плотный паренек, толкающий дверь ногой; старушка, пришибленная дверью; женщина, как пробка заткнувшая выход из вагона метро; сидящие мужчины и стоящие женщины. Эти зафиксированные образы мы можем описать. Автор делает это несколькими штрихами; описание есть в тексте, но не является основным типом речи.
Слово повествование должно рассматриваться не как «рассказ вообще, о чем-нибудь», а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Посмотрим, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, то есть повествование. Мысленно прокрутим «кинопленку» памяти: эпизод с пареньком и старушкой (уже не описание, а динамика их действий); эпизод на эскалаторе; приближающийся поезд; толпа, судорожно пытающаяся попасть в вагон метро. Таким образом, есть и повествование. -
А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга кадры, - о рассуждении. Напомним, что рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Автор размышляет о поведении человека «в условиях многолюдства», анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы о том, что такое настоящая воспитанность. Значит, рассуждение - основной тип речи в этом тексте.
Действительно, все три типа речи в тексте присутствуют.
Следовательно, мы убедились, что правильный ответ для 4-го задания - под цифрой 4.
Задание
5. В каком значении в тексте используется слово толпа?
1) скопление народа по поводу какого-либо события;
2) люди из народа, простолюдины;
3) много людей;
4) невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом.
Комментарии учителя
В заданиях этого типа следует определить значение какого-либо слова, особенности его употребления, его роль в тексте. Обычно это ключевые слова, несущие значительную смысловую нагрузку. В данном случае это слово толпа.
Пожалуй, все варианты определения этого слова соответствуют ему. Какой же выбрать? Надо порассуждать. Необходимо учитывать, что слово может являться средством создания художественного образа, иметь несколько значений. Нужное значение выявляется из контекста.
Обратим внимание, что слово толпа присутствует уже в заголовке: Наедине с толпой. Здесь количественное противопоставление одного и многих, человека и толпы. Слово толпа проясняется самим автором в начале текста: Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой. К этому образному определению ближе всего нейтральный вариант № 3: много людей.
Первый вариант тоже кажется приемлемым: скопление народа по поводу какого-либо события. Действительно, народ скапливается у дверей метро, образуя толпу. Причем по отношению к этой толпе автор высказывается с некоторым оттенком пренебрежения: толпа выходит... судорожно - так вываливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша. Но ведь речь в тексте не об этой конкретной толпе, а именно о толпе вообще - о множестве людей, образующих толпу, каждый из которых оказывается ей противопоставлен. Это не только люди из народа, простолюдины (вариант № 2), не только невежественные люди, люди с неразвитым, эстетическим вкусом (вариант № 4), хотя и о них идет речь.
Выходит, самое подходящее определение слова толпа в данном контексте - это много людей - ответ под номером 3.
Задания
6. Среди предложений (4)—(13) найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи двух контекстных синонимов - существительных. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите предложение, в котором используются антонимы:
1) 12;
2) 19;
3) 26;
4) 29.
Комментарии учителя
К 6-му заданию:
Во-первых, напомним, что такое контекстный синоним. Например: В этом году в лесах урожай белых грибов. Боровики попадаются буквально на каждом шагу. Белый гриб и боровик - синонимы обычные. Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Колючий) шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае это контекстные синонимы.
Находим нужный пример почти сразу: (4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе. (5) Редкая поездка по столице обходится без метро.
Предложение (5) связано с предложением (4) именно таким образом (цепная связь): в (4) предлагается совершить прогулку по Москве, а в (5) прогулка превращается в поездку. Это контекстные синонимы, связывающие два предложения. Кроме того, в этих двух предложениях есть еще три таких синонима: Москва, большой город (4) и столица (5).
В ответе надо указать номер выбранного предложения (задание под литерой «В»). Запишем в бланк цифру 5. (Правильный ответ - 5.)
Предложения (16) и (17) - еще один пример цепной связи: (16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. Словосочетание предстоит сесть в вагон заменяется в предложении (17) контекстным синонимом операция.
Примером параллельной связи могут служить предложения (14) и (15): (14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. Способ связи - одинаковый порядок слов и интонация.
К 7-му заданию:
В тексте антонимов довольно много. Например, в первом же предложенном варианте - (12) - находим сразу две пары антонимов (стоять - проходить; справа - слева). В остальных предложениях, указанных в задании, антонимов нет. В предложении (29) есть ряд синонимов, но в данном случае они нам неинтересны. Само слово антоним подсказывает, что речь идет о противопоставлении (анты - против): антивоенный, антимиры, Антарктика и т. д. Правильный ответ - 1.
Домашнее задание
Из Р-1: упр. 310-311.
Повторить тему «Средства выразительности (тропы, фигуры речи)».
Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.