Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Именительный и творительный падежи в сказуемом
Цели: обобщить знания по теме «Главные члены предложения»; работа по предупреждению грамматических ошибок; закрепить навыки правописания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка домашнего задания (предложения на каждый пункт, выделенный на прошлом уроке).
Словарный диктант на правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.
Ледяная вода, ветряная мельница, масленый блин, полотняный костюм, студеный день, незваный гость, откровенная неприязнь, привилегированный класс, ветреный человек, выкачанная вода, расклеенные афиши, неслыханная дерзость, нежданный гость, посаженый отец, названый брат, груженая баржа, плененный враг, священный долг, нерешенная задача, мясо, развешенное на порции, вороненая сталь, приданое невесты, непрошеный гость, данное слово, жареные семечки, жженый сахар, плавленый сыр, кошеный луг, золоченый портсигар, засушенные грибы, юноша хорошо образован, дети умны и воспитанны, лица были озабоченны, она невнимательна и рассеянна, соревнования организованы, афиши расклеены, он не огорчен, но потрясен, дотоле никем не замеченный, ничуть не изученная местность, плохо навешенная дверь, обвешенный покупатель, увешанное плодами дерево, помешанный ложечкой чай, замешанный в преступлении человек.
- Исправьте стилистически предложения. Мотивируйте свою правку. Укажите возможные варианты:
1. Более восьмидесяти подростков и молодежи нашей школы учится на курсах при вузах и техникумах, свыше ста подростков посещают занятия в различных кружках.
2. Сейчас у нас дополнительно подготавливаются к переходу на скоростные режимы несколько фрезерных станков.
3. Общество друзей музыки совместно с варшавской радиостанцией организовали передачу произведений современных композиторов.
4. В прошлом году переподготовку на учительских курсах прошли пятьдесят один человек.
5. Вы и ваши помощники смогут выполнить это задание в кратчайший срок.
6. Каждая ветка, каждый куст и каждая травинка прощаются со мной.
7. Художник с обступившими его учениками ходили по мастерской.
8. Пол-арбуза, как дети догадались, были отложены для них.
9. Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно, кроме понедельника.
10. Я и мои друзья, которые вам помогали, окажут вам помощь и на этот раз.
11. Ряд новых железобетонных конструкций применено на новостройках.
II. Обобщение по теме «Главные члены предложения»
Беседа
- Назовите основные типы сказуемых и способы их выражения. Простое глагольное сказуемое обычно выражается спрягаемой формой глагола; составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива. Вспомогательный глагол содержит грамматическое значение, а инфинитив выражает лексическое значение; составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Лексическая часть выражается именной частью сказуемого. Глагол-связка может быть:
а) отвлеченной (полная потеря собственного лексического значения) - быть;
б) полуотвлеченной (частично сохраняет собственное лексическое значение) - стать, становиться, являться, казаться, считаться, представляться, оказаться и др.
Слово учителя
Часто в предложении допускаются ошибки, если в роли глаголов- связок используются слова: есть, быть, казаться, являться, становиться и др. Рассмотрим эти случаи на конкретных примерах.
Летний дождик - одно только удовольствие. (М. Пришвин) Квадрат есть равносторонний прямоугольник.
Если в именном составном сказуемом связка отсутствует или если она выражена глаголом «есть», употребляется именительный падеж.
Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию... Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. (А. Пушкин)
При глаголе быть, стоящем в прошедшем или будущем времени, чаще употребляется в именном составном сказуемом творительный падеж; именительный падеж характеризует постоянный признак. (Он был добрый малый...)
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. (А. Пушкин) При глаголах казаться, являться, становиться и др. в составном именном сказуемом употребляется творительный падеж.
III. Закрепление навыков употребления именительного и творительного падежей в сказуемом
Так как подобных упражнений и заданий в учебнике А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой нет, с целью закрепления материала можно предложить упр. 336 из Пособия для занятий по русскому языку в старших классах средней школы под редакцией В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. A. Чешко.
Домашнее задание
1. Упр. 337. Перепишите. Объясните употребление в составном именном сказуемом форм именительного и творительного падежей.
2. Упр. 338. Перестройте предложения, используя данные в скобках глаголы и заменяя выделенные слова сочетаниями не что иное (другое), как или не кто иной (другой), как.
Образец:
Каньон - это глубокое ущелье с отвесными краями (есть). - Каньон есть не что иное, как глубокое ущелье с отвесными краями.
3. Повторить правописание не с разными частями речи.