Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)
Цель: повторить основные сведения о группах СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.
Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений».
Ход урока
I. Анализ проверочной работы
II. Повторение ранее изученного материала
Диктант
1. Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. (А. Мматова) 2. И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. (В. Брюсов) 3. Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим. (К. Паустовский)
- К какой группе сложных предложений относятся данные предложения? (СПП.)
- Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составьте схемы предложений.
- Вспомните, на какие группы делятся СПП?
Работа по таблице
Виды придаточных предложений
Вид придаточного |
Отвечает на вопросы |
Прикрепляется к главному |
Примеры |
|
Союзами |
Союзными словами |
|||
Изъяснительное |
Косвенных падежей |
Что, чтобы, как, как будто, ли |
Что, когда, как, куда |
Я увидел, что на небе радуга |
Определительное |
Какой? |
Который, что, где, какой, чей |
На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел |
|
Обстоятельственные |
Где? Как? Куда? Откуда? и т. д. |
См. материал урока 56 |
Куда, когда, откуда |
Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку |
Рассматривается место придаточного по отношению к главному, выясняется роль союзов и союзных слов; знаки препинания в СПП.
Роль союзов и союзных слов
- Как различить союз и союзное слово?
Главное и придаточные предложения связываются между собой с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий).
Подчинительные союзы простые (что, чтобы, если, как, как будто, словно, хотя и др.) и составные (потому что, оттого что, вследствие того что, так что, между тем как, так как, несмотря на то что, в связи с тем что и др.) находятся в придаточном предложении, служат средством его подчинения главному или для связи одного придаточного с другим и не являются членами предложения:
Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский)
Союзные слова-местоимения (что, кто, который, какой, чей) и наречия (где, куда, откуда, как, когда)- также служат средством связи придаточного предложения с главным или другим придаточным.
Как и союзы, союзные слова располагаются в придаточном предложении. Являясь членами предложения, союзные слова выполняют синтаксическую функцию одного из них:
Левин сел на лошадь и поехал на поле, где был прошлогодний клевер. (Л. Толстой)
Иногда одно и то же слою может быть союзом и союзным словом:
Мне все казалось, что вяз не просто стоит среди этих горячих полей. (К. Паустовский)
В доме, что напротив, затихла музыка. (А. Чехов)
Чтобы различить союз и союзное слово, необходимо помнить:
1. Союзное слово всегда логически выделяется (на него падает логическое ударение); союзное слово можно заменить либо другим союзным словом, либо членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится:
В доме, что напротив, затихла музыка. (А. Чехов) - В доме, который напротив, затихла музыка.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин) - союзное слово, несущее смысловую нагрузку, можно заменить союзным словом который (Деревня, в которой скучал Евгений...), а можно перестроить предложение: Деревня была прелестный уголок. В деревне Евгений скучал.
2. Союз в некоторых случаях можно заменить другим, близким по значению союзом, а можно опустить (и смысл предложения не изменится):
Синоптики сообщили, что завтра будет дождь. - Синоптики сообщили: «Завтра будет дождь».
Если будет хорошая погода, пойдем на прогулку. - Будет хорошая погода - пойдем на прогулку.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И. Крылов) - Если в товарищах согласья нет ...
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Работа по учебнику
В качестве индивидуальной работы предлагаются упражнения 258, 257, 256, 255.
Класс работает по группам: I группа - упр. 251, II группа - упр. 252, III группа - упр. 249.
Комментированное письмо
Из упр. 250 выписать сложноподчиненные предложения.
Распределительный диктант
Из диктуемых предложений выписать союзы или союзные слова в два столбика.
1. С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви. 2. Ты спросишь, кто велит? (Б. Пастернак) 3. Откуда ветер, оттуда и счастье. (М. Лермонтов) 4. Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов. (В. Гаршин) 5. Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь. (К. Паустовский) 6. Он пообещал, что вернется до заката. 7. Подай мне книгу, что лежит на столе.
Ключ к диктанту:
Союз: 4. Пока. 6. Что.
Союзное слово: 1. Которая. 2. Кто. 3. Откуда. 5. Где. 6. Что.
IV. Подведение итогов урока
- Какие основные группы СПП вы знаете?
- Как различить союз и союзное слово?
Домашнее задание
Выучить записи, упр. 254, 253.