Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Пунктуация в сложносочиненном предложении (ССП)
Цели: закрепить умение определять структуру ССП и его частей, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций; закреплять навыки правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Рассказать о видах сложных предложений. Привести примеры из домашнего упражнения № 237.
Работа у доски (2 человека)
1. Расставить запятые. Выполнить морфологический разбор деепричастия.
Лиса становилась в дыбки извиваясь прыгала вверх и припадая на передние лапы рыла ими окутывалась серебряной пылью а хвост ее мягко и плавно скользнув ложился на снег красным языком пламени. (М. Шолохов)
2. Перестроить данные предложения в сложносочиненные. Расставить знаки препинания.
1. Рванул ветер и в воздухе закружила пыль. 2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника. 3. То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот.
Словарный диктант
Долина, продвигаться, привлекать, припадать, мясной, лебединый, ощипать, преподавать, роптать, грошовый, возить, плескать, ворона, цветок, кормить, трещать, убегать, толковать, увязать, присягать, удивление, пастух, припаять, улетать, тропинка, привлекательный, неопределенный, предзнаменование, облегчение, облокачиваться, пренебрежение, впечатление, обнажить, поглотить, наслаждение, позволять, скрипеть, полоть, трясина, усмирять, черстветь, выпекать.
II. Повторение и углубление изученного материала
При проверке второго задания, выполняемого учеником у доски, класс составляет схемы в тетради.
1. Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
2. Мы подошли к берегу, но там не было ни лодки, ни лодочника.
3. То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот.
Образованные предложения сравниваются с простыми, находятся между ними сходство и различие (сходство: одни и те же смысловые отношения, интонации, группа союзов по значению; различие: в простом предложении союзы соединяют слова, а в сложносочиненном - предложения).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Индивидуальная работа
Карточка 1
Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненные.
Образец. Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.
1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов.
Карточка 2
Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу предложений.
1. Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. 2. За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть(чуть) преломился и темнота становилась молочной. (А. Куприн) 3. В воздухе душно и пахнет травами. (А. Чехов) 4. Погода отличная и к сожалению нет дождей. (А. Чехов)
Списывание
Списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу в тех предложениях, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение.
1. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К. Паустовский) 2. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика. (М. Лермонтов) 3. Громадная фигура сидевшая за столом спиной к нему повернулась и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата. (Н. Островский) 4. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. 5. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.
Самостоятельная работа
Из упр. 250 выписать ССП.
IV. Подведение итогов урока
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какое предложение называется ССП?
- В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится точка с запятой? Тире?
- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру, используя ССП на тему «Зимняя прогулка».