Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Порядок слов в предложении
Цель: раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении.
Ход урока
I. Проверочный диктант
Текст записывается под диктовку учителя, учащиеся выполняют графический разбор знаков препинания и наиболее значимых, с их точки зрения, орфограмм.
Цель задания - научить проверять текст. (Работы проверяются учителем.)
1. Так вот, как высказано выше, с годами важен я не стал. (А. Твардовский) 2. И только Брянцев, как ему показалось, впервые увидел командира полка таким, каков он есть во всей душевной наготе: и могуч, и горяч, и грозен. (М. Бубеннов) 3. Хвойный океан захлестнул человеческую жизнь, даже охотники - а их немало в этом краю - чувствуют себя гостями в лесу, не отваживаются далеко отрываться от дорог. (В. Тендряков) 4. Но Петя, как ни щурился, как ни напрягал зрение, по совести говоря, ничего не видел в пустыне моря. (В. Катаев) 5. В одном случае он любовался ее поразительным умением с необычайной легкостью заводить знакомства и во всем немедленно нравиться своей простотой и неистощимой веселостью; в другом случае смелостью в решении различных вопросов, поставленных жизнью; в третьем - ее бесстрашной ездой на мотоцикле, презрением к опасности; и во многих других случаях - ее счастливым, певучим голосом, ласково-озорной улыбкой и знойной, сияющей, зовущей морской синью глаз. (М. Бубеннов) 6. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев) 7. А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! (В. Короленко) 8. - Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... (М. Булгаков) 9. «Да, я не люблю пролетариата», - печально согласился Филипп Филиппович. (М. Булгаков)
Подобрать и записать 10 слов на правописание проверяемых безударных гласных и 10 слов - на правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.
II. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов
Актуализация знаний
- Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слое считается свободным.)
- Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания.)
- Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)
Анализ предложений.
1. Я встретил учителя брата. - Я встретил брата учителя.
2. Москва - столица России. - Столица России - Москва.
3. Наша задача - учиться. - Учиться - наша задача.
4. Брат вернулся больной. - Больной брат вернулся.
- Какие изменения заметили вследствие перестановки слов в предложении? (Изменилось значение предложений. Это связано с изменением синтаксической роли переставляемого члена предложения: в первой паре в результате перестановки дополнение «учителя» стало несогласованным определением, а несогласованное определение «брата» - дополнением; во второй и третьей парах сказуемое и подлежащее «поменялись» местами; в четвертой паре слово «больной», образующее именную часть составного сказуемого, стало играть роль определения.)
- Какой вывод можно сделать? (Порядок слое имеет синтаксическое значение.)
- Что вы знаете о прямом и обратном порядке слов? Какую стилистическую функцию они выполняют в предложении, в контексте?
Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:
Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин) Чуден Днепр при тихой погоде... (Н. Гоголь) С радостью принял он эту весть.
- Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, обратный чаще используется в речи разговорной и в произведениях художественной литературы.)
- Всегда ли оправдан обратный порядок слов в предложении? (Инверсия содержит в себе богатые стилистические возможности, но ими нужно умело пользоваться. По словам А. М. Пешковского, если прямой порядок слов воспринимается как норма, то стилистическое применение обратного порядка должно быть эстетически оправдано. Неоправданная инверсия приводит к стилистическим ошибкам, искажению смысла фразы или к двусмысленности.)
III. Анализ предложений
Определить стилистические недочеты, исправить предложения.
На стендах... афиши и плакаты о выступлениях И. Оренбурга на немецком, французском, чешском, польском и других языках.
(Имелись в виду афиши и плакаты на разных языках, а не выступления писателя.)
Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Нина Петрова, которая в этом году значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом.
(Речь идет об увеличении практики, смысл искажен из-за неудачного порядка слов.)
Лучшая доярка Козлова М. П. на 28-й день после отела получила от коровы по кличке Маруська 37 литров молока.
(Слова на 28-й день после отела следовало поставить после слова Маруська.)
- Определите стилистическую нагрузку слова в начале и в конце предложения.
1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 2. Из одного окошечка тускло светил огонек. 3. Судьбы свершился приговор. 4. Тут сгорел мой приятель со стыда. 5. Развязка же наступила неожиданная. 6. Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя. 7. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой. 4
IV. Подведение итогов урока
- Какую роль выполняет порядок слов в предложении?
- Какую стилистическую функцию выполняет обратный порядок слов?
Домашнее задание
1. Подготовиться к контрольной работе. Повторить изученный материал по синтаксису простого предложения.
2. Задание на перспективу:
а) повторить правописание производных предлогов;
б) подготовить небольшое сообщение о канцеляризмах.
Дополнительный материал
Канцеляризмы - слова и выражения официально-деловой речи, употребленные за ее пределами. Канцеляризмы лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности, придают ей «казенный» характер. Следует отличать понятия «канцелярский язык» (сухая, казенная речь, лишенная красок, невыразительная) и «официально-деловой стиль» (разновидность литературного языка, язык договоров и законов, официальных документов и т. п.).
Канцелярские слова и выражения не только снижают качество литературной речи, они влекут за собой такие нежелательные явления, как речевые штампы, слова-паразиты, слова-сорняки, тавтологию и т. д.: поставить во главу угла, имеет место штурмовщина, тесно увязывать беседы с задачами текущего момента и т. д.
В лексически бедной речи нередко встречаются так называемые слова-паразиты, слова-сорняки: значит, так сказать, вообще, ну, вот и др. Эта особенность нелитературной речи используется писателями для речевой характеристики действующих лиц:
Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим. (А. Чехов)
Не обогащают речь и плеоназмы (многословие, излишество речи): своя автобиография (в слове автобиография уже заключено понятие «своя»), впервые познакомиться, в марте месяце и др.
Таким образом, оправданные в известной мере в официально-деловой речи, канцеляризмы оказываются неуместными в других речевых системах, где их употребление не связано со стилистическим замыслом.