Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
Календарно-тематическое планирование - 1 КЛАСС
2-е полугодие — 501 часов (5 часов в неделю)
Номер урока |
Тема урока |
Количество часов |
Слово и предложение (3 часа) |
||
1 |
Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Определение количества слов в предложении. Членение предложения на слова. |
1 |
2 |
Узнавание предложения по вопросам: о чём говорится? Что говорится о ...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения — грамматическая основа предложения (наблюдение). |
1 |
3 |
Наблюдение за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения. |
1 |
Звуки и буквы (2 часа) |
||
4 |
Слово. Звуки и обозначение их буквами. Различение в произношении и обозначении звуков. Фонетическая транскрипция. |
1 |
5 |
Звуко-буквенный анализ слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение над связью звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путём замены звуков). |
1 |
Слоги (1 час) |
||
6 |
Слоговая структура слова. Деление слов на слоги. |
1 |
Гласные звуки (2 часа) |
||
7—8 |
Признаки гласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. |
2 |
Согласные звуки (1 час) |
||
9 |
Признаки согласных звуков. |
1 |
Перенос слов (2 часа) |
||
10—11 |
Перенос слов по слогам. Правило переноса слов. |
2 |
Проверочная работа2 на выявление умения делить слова на слоги. |
||
Ударение (2 часа) |
||
12 |
Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. Подвижность ударения в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков. |
1 |
13 |
Нормы литературного произношения. Знакомство с орфоэпическим словарём. Работа с орфографическим словариком учебника. |
1 |
Большая буква (3 часа) |
||
14 |
Правописание имён, отчеств, фамилий людей. Понятие орфограммы. |
1 |
15—16 |
Правописание кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек. |
2 |
Русская азбука, или Алфавит (2 часа) |
||
17—18 |
Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение над соответствием букв алфавита определённым звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ). |
2 |
5 диктантов: 3 зрительных, 2 слуховых. Проверочный диктант на правописание большой буквы в именах собственных. |
||
Твёрдые и мягкие согласные звуки (4 часа) |
||
19—20 |
Наблюдение за обозначением твёрдых и мягких согласных звуков и различение их внутри звуковых пар. Транскрипция. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. |
2 |
21—22 |
Слова, в которых расходится количество звуков и букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука. Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, е, ё, ю). |
2 |
5 диктантов: 3 зрительных, 2 слуховых. Проверочная работа на узнавание твёрдости — мягкости согласных звуков и способов их обозначения. |
||
Шипящие согласные звуки (4 часа) |
||
23—26 |
Буквы шипящих согласных звуков: всегда твёрдых согласных ж и ш; всегда мягких согласных ч и щ. Сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. |
4 |
7 диктантов: 4 зрительных, 3 слуховых. Проверочный диктант на правописание сочетаний жи— ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. |
||
Звонкие и глухие согласные звуки (2 часа) |
||
27—28 |
Признаки звонких и глухих согласных звуков. Парные и непарные согласные звуки. |
2 |
Парные согласные звуки в конце слова (3 часа) |
||
29 |
Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков. |
1 |
30—31 |
Наблюдение над произношением и написанием согласных звуков (оглушение на конце слова). Правило написания парных звонких на конце слова. |
2 |
14 диктантов: 4 зрительных, 7 слуховых, 3 зрительно-слуховых. |
||
Части речи (3 часа) |
||
32—34 |
Различение реальных предметов и их названий. Номинативная, или назывная, функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Признаки частей речи в грамматике: имени существительного, имени прилагательного, глагола. |
3 |
Предлоги (2 часа) |
||
35 |
Роль: предлоги служат для связи слов в предложении. |
1 |
36 |
Отличие предлога от приставки (наблюдение). |
1 |
1 слуховой диктант |
||
Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (2 часа) |
||
37 |
Роль предложений с различной интонацией в речи. Наблюдение за предложениями, в которых что-то сообщается, в которых о чём-то просят или к чему-то побуждают, которые выражают сильное чувство. |
1 |
38 |
Наблюдение за предложениями, в которых что-то сообщается, в которых о чём-то просят или к чему- то побуждают, которые выражают сильное чувство. Выделение речи говорящего с помощью знака “тире”. |
1 |
Текст (4 часа) |
||
39 |
Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста — целостность и законченность сообщения. Заглавие как отражение главной мысли или темы текста. |
1 |
40 |
Членение текста на предложения. Красная строка. Абзац как часть текста. |
1 |
41—42 |
Монолог. Диалог. План речи (наблюдение). |
2 |
Родственные слова. Корень слова (3 часа) |
||
43 |
Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. |
1 |
44 |
Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове). |
1 |
45 |
Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях). |
1 |
Секреты речи (5 часов) |
||
46 |
Пословицы, поговорки. Их смысл. |
1 |
47 |
Слова, близкие по значению. |
1 |
48 |
Эмоциональная лексика, выражающая чувства. Междометия. |
1 |
49—50 |
Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слов. |
2 |
Словарные слова: барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, ребята, собака, ученик, учитель, ягода. |
1 Распределение часов является примерным.
1 Здесь и далее представлены проверочные работы и диктанты тренировочного характера. Место и время их проведения учитель определяет сам, исходя из особенностей состава класса и учитывая установленные для начальной школы нормы диктантов, контрольных, проверочных и других работ.