Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
Способы проверки и оценки контрольных и проверочных работ - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА В 1-2 КЛАССАХ
Подбор материала и способов проверки контрольных и проверочных работ осуществляется с учётом:
1) программы по русскому языку для классов, работающих по системе Л. В. Занкова;
2) грамматического состава учебников русского языка и их методического аппарата.
Работа проводится на уроке, все учащиеся выполняют задания одновременно, индивидуально, в доступном для класса темпе. Возможна некоторая замена самого содержания (материала) в зависимости от уровня подготовки класса, но характер заданий необходимо сохранить.
К каждому заданию даются пояснения по его проведению, однако по усмотрению учителя форма подачи инструкции (устно или письменно на доске) может изменяться.
Проверка знаний, умений и навыков в любой период должна включать задания по темам, предположительно достаточно проработанным и закреплённым к моменту проверки.
Для выявления продвижения учащихся в развитии предназначены задания на классификацию (группировку) учебного материала на основе пройденного, приуроченные к концу учебного года. Это задания повышенной трудности, они обозначены звёздочкой. Умение решать такие задачи считается в психологии единым критерием обучаемости и умственного развития. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, т. е. в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение. Задания на группировку отвечают этим требованиям при условии включения в них элементов поисковой умственной деятельности, например в случае группировки без указания её основания (признака, критерия).
Оценка результатов выполнения заданий на группировку и обобщение производится на основе уровневого анализа работ учащихся. Отметки (баллы) не выставляются.
Оценка других проверочных заданий осуществляется в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку, а также по следующим показателям:
1) наличие или отсутствие знания;
2) умение практически применять знания;
3) правильность решения (выполнения) задания;
4) полнота решения.
Нормативные требования, соответствующие показателям, могут быть представлены в виде общих уровней выполнения заданий:
4-й уровень — учащийся самостоятельно и правильно выполняет привычные и непривычные задания.
3-й уровень — допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно.
2-й уровень — допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при их исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания.
1-й уровень — результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.
Отметки (баллы) выставляются за работы только контрольного характера, например за диктант. Для учёта итогов текущей проверки, чему служат проверочные работы, возможно пользоваться отметками (баллами) в сводных данных по классу, опираясь при оценивании на вышеприведённые показатели.