Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
Контрольные работы. Схемы анализа контрольных работ - Раздел 2 - 2 КЛАСС
Первое полугодие
На выявление умения определять границы предложения
Работа 1
Вчера дядя Артём поймал щуку и леща тётя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки. (23 слова)
Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями.
Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1) Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2) Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3) Запиши имена собственные. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. 4) Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка.
Работа 2
Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несёт из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)
Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.
Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1) Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2) Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3) Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употреблённое в переносном значении. 4) В этом же предложении поставь над словами знак ударения.
На применение правил правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн
Работа 3
Диктант
Жить, шить, чайка, пища, шучу, тащу, хищник, печка, печник. (9 слов)
Порядок работы. Слова диктуются. Предупредить: хищник, тащу.
Инструкция. 1) Запиши слова. 2) Подчеркни слова, в которых звук [ы] обозначен буквой и. 3) Подчеркни сочетания, в которых не пишется ь.
На выявление умения составить словосочетание
Работа 4
Дерево (какое?) ... Ветки (какие?) ... Мох (какой?) ... Тропинка (какая?) ...
Порядок работы. На доске заранее написан материал и первый пункт инструкции.
Инструкция. 1) Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания. 2) Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения. 3) Раздели для переноса слова дерево, тропинка.
На составление предложений по вопросам
Работа 5
Куда? что сделала? какая? кто?
Сорока, на забор, красивая, села.
Как? что сделал? какой? кто? откуда?
Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.
Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.
Инструкция. 1) Составь предложения по вопросам. 2) Подчеркни главные члены предложения.
Работа 6
Диктант
У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поёт? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов)
Слова для справок (записываются на доске): клетке, почему, не поёт, выпустила, летал, потом.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок записывает на доске.
После самостоятельной проверки своей работы ученики ещё раз сверяют её с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Инструкция. 1) Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2) Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3) Теперь ещё раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматические задания. 1) Подчеркни вопросительное предложение. 2) Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. 3) Озаглавь текст.
Схема анализа контрольных работ
♦ Классификация ошибок
Работы 1—2
Выделили не все предложения. Выделили не все имена собственные.
Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Не выделили слоги.
Не выделили слово в переносном значении.
Не над всеми словами поставили знак ударения.
Работа 3 (диктант)
Подчеркнули не все орфограммы.
Работа 4
Составили не все словосочетания. Не подчеркнули слово мох. Не разделили слова для переноса.
Работа 5
Неправильный порядок слов в предложениях.
Не нашли подлежащее.
Не нашли сказуемое.
Не нашли главные члены предложения.
Работа 6 (диктант)
Не подчеркнули вопросительное предложение. Подчеркнули не все слова с расхождением количества букв и звуков.
Не придумали заголовок к тексту.
♦ Ошибки, допущенные в диктанте
Орфограммы:
1. Пропуск, замена, перестановка букв.
2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.
4. Гласные после шипящих.
5. Большая буква в именах собственных.
6. Разделительный мягкий знак.
7. Родовые окончания прилагательных.
Второе полугодие
На выявление умения определять границы предложения
Работа 1
Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильёй в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берёз трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму. (51 слово)
Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель.
Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1) Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2) Спиши, расставляя знаки препинания. 3) Подчеркни орфограммы в именах собственных.
4) Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово.
На выявление умения находить части речи
Работа 2
1. Кто повёл ребят весной в парк на экскурсию?
2. Что можно увидеть в парке?
Порядок работы. Вопросы написаны на доске заранее. Учитель читает вопросы.
Инструкция. 1) Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.) 2) В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой.
Контрольные работы по итогам года
Работа 3
Диктант
Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьёв подлетела к дому и клюёт хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовёт Барсика домой. (27 слов)
Слова для справок (записываются на доске): пришла, крошки, Барсика, воробьёв.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки своей работы ученики ещё раз сверяют её с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Инструкция. 1) Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2) Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3) Теперь ещё раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматические задания. 1) Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвёртом предложении. 2) Обведи кружочком предлоги.
Работа 4
Диктант
Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лёг в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. (45 слов)
Слова для справок (записываются на доске): таять, закачался, берлоги, метель.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки своей работы ученики ещё раз сверяют её с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Инструкция. 1) Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2) Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3) Теперь ещё раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово.
Схема анализа контрольных работ
♦ Классификация ошибок
Работа 1
Выделили не все предложения.
Подчеркнули не все орфограммы в именах собственных.
Не обозначили безударный гласный.
Не подобрали проверочное слово.
Работа 2
Не ответили на первый вопрос. Не ответили на второй вопрос. Не подчеркнули глагол. Не подчеркнули существительное.
Работа 3 (диктант)
Не подчеркнули прилагательные. Нашли не все предлоги.
Работа 4 (диктант)
Не подчеркнули орфограмму в корне слова. Не подобрали проверочное слово.
♦ Ошибки, допущенные в диктанте
Орфограммы:
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
2. Непроверяемые написания в корне слова.
3. Парные согласные на конце слова.
4. Гласные после шипящих.
5. Разделительный мягкий знак.
6. Предлоги.
7. Родовые окончания прилагательных.
8. Большая буква в именах собственных.
9. Перенос слов.
10. Пропуск, замена, перестановка букв.
11. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.
На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных
Работа 5
Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения.
Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
Инструкция. 1) Прочитай слова. 2) Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе. 3) Слова какой группы можно ещё распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.
Варианты обоснования группировки слов: по единственному или множественному числу существительных; по месту ударения в слове; с ударными или безударными гласными в корне; проверочные или проверяемые слова.
Приемлемо любое из этих обоснований.
Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов.
Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе — по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию.
♦ Уровни выполнения работы
• 4-й уровень — выделены правильно и объяснены по две группы в первой и второй частях задания. Ответы этого уровня свидетельствуют о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, об осознанности своих действий (применительно к данной сложности задания и рассматриваемым мыслительным операциям).
• 3-й уровень — выделены правильно в первой части задания две группы в полном объёме и объяснены. На этом уровне проявлена способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и имеет место осознание своих действий, а значит, отмечается достаточное развитие мышления учащегося. Однако вторая группировка не осуществлена, и, следовательно, не проявилась способность к переключению на другой аспект рассмотрения.
• 2-й уровень — правильно выделены, но не полностью две группы. Ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не распространяет рассмотрение по общему признаку на все слова и не даёт объяснения произведенной группировке. Это свидетельствует о том, что пока проявляется интуитивный подход к решению, ребёнок ещё не осознаёт хода своих мыслей.
• 1-й уровень — ученик не приступил к выполнению задания или предпринял неправильные попытки (слова переписаны попарно или переписаны в произвольном порядке). Этот уровень свидетельствует о том, что ученик не может выбрать какой-либо признак и рассматривать слова по этому признаку.
1—3-й уровни данного задания подразделяются на два под уровня:
• 1-й — найденное решение ученик не может объяснить; это свидетельствует о неотчётливом осознании своих мысленных действий;
• 2-й — найденное решение ученик может объяснить; здесь проявляется отчётливое осознание своих мысленных действий, а значит, и более развитое мышление.