Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Строение и эволюция Вселенной - СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Цель урока. Закрепить знания учащихся о строении и эволюции Вселенной; ввести понятия “Галактики”, “Метагалактики”, записать закон Хаббла.
Демонстрации. Фотографии галактик.
Содержание опроса. 1. Что является источником энергии, излучаемой звездой? 2. Какой физический процесс является источником внутреннего обогрева планеты? 3. Что является причиной образования пятен на Солнце? 4. Из каких слоев состоит солнечная атмосфера? 5. Назовите основные стадии эволюции Солнца. 6.Что называется светимостью звезды и как она зависит от массы звезды?
Содержание нового материала. Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла.
Закрепление материала. Вопросы после § 67.
Домашнее задание. § 67. Задание после § 67. Раздел “Итоги главы”.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о строении и эволюции Вселенной: самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием интернет-ресурсов и дополнительной литературы; научиться монологической и диалогической речи.
Личностные: сформировать познавательный интерес и самостоятельность в приобретении новых знаний о Вселенной, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения за звездным небом; понимать закономерную связь и познаваемость явлений природы; уметь докладывать о результатах исследования, используя справочную литературу и Интернет.
Частные предметные: описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной; записывать закон Хаббла.
Методические замечания
Урок можно начать с демонстрации видеофильмов “Наша Галактика” и “Наблюдаемая Вселенная” или “Расширяющаяся Вселенная” (студия “Кварт”, видеоэнциклопедия для народного образования). После просмотра видеофильмов учащиеся самостоятельно записывают краткий конспект урока по плану:
1. Галактика, или Млечный Путь.
2. Классификация галактик, предложенная Эдвином Хабблом.
3. Первые научно обоснованные модели Вселенной, созданные А. А. Фридманом.
4. Закон Хаббла.
При записи конспекта демонстрировать фотографии галактик; использовать рисунки 191, 192 учебника.
Урок 68/1. Повторение
Цель урока. Повторить и обобщить знания учащихся по темам курса физики 9 класса.
Домашнее задание. Разделы “Итоги главы” на с. 95, 142, 216, 265 учебника.
Методические замечания
Повторение материала за курс 9 класса можно осуществить в виде фронтального опроса, беседы, викторины, решения задач.
Урок 69/2. Итоговая контрольная работа
Цель урока. Обобщить и закрепить знания учащихся по темам курса физики 9 класса.
Методические замечания
Итоговую контрольную работу можно провести в виде тестирования или традиционной контрольной на два варианта.
Урок 70/3. Анализ ошибок контрольной работы
Цель урока. Обсудить и проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе.
Методические замечания
На этом уроке учитель анализирует результаты итоговой контрольной работы. Его можно завершить презентациями, защитой индивидуальных проектов.