Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Цель урока. Закрепить знания учащихся об электромагнитном поле, его энергии, об электромагнитных волнах и световых волнах как частном случае электромагнитных волн; объяснить излучение и поглощение света и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора.
Содержание опроса. 1. Назовите типы оптических спектров испускания. 2. Каковы способы получения каждого из них? 3. Как выглядит сплошной спектр? 4. Что представляет собой картина линейчатого спектра? 5. В чем заключается суть закона Кирхгофа? 6. Что такое спектральный анализ и где он применяется?
Содержание нового материала. Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора. Самостоятельная работа № 3 (по материалу § 43—49).
Закрепление материала. Вопросы после § 51.
Домашнее задание. § 51. Раздел “Итоги главы”.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о поглощении и испускании света атомами, о происхождении линейчатых спектров из текста учебника, регулятивными УУД при решении качественных и расчетных задач; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы и излагать их.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о поглощении и испускании света атомами, о происхождении линейчатых спектров, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.
Общие предметные: пользоваться методами научного познания при рассмотрении причин поглощения и испускания света атомами, происхождения линейчатых спектров; применять теоретические знания на практике; решать качественные и расчетные задачи на электромагнитные волны; овладеть коммуникативными УУД при ответах на вопросы после параграфа.
Частные предметные: объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; работать с заданиями в разделе “Итоги главы”.
Методические замечания
В начале урока следует выполнить самостоятельную работу № 3, рассчитанную на 20 мин.
Можно провести физический диктант по материалу § 43—49, рассчитанный на 10—15 мин. Листы с данным текстом физического диктанта учитель раздает по вариантам. Учащиеся пишут на листах фамилию, имя и дописывают каждое предложение.
Физический диктант
Вариант 1
1. Явление электромагнитной индукции было открыто (кем и когда?) ... .
2. Переменное электрическое поле называется вихревым потому, что ... .
3. Электромагнитная волна представляет собой ... .
4. Скорость распространения электромагнитной волны равна ... .
5. Электромагнитные волны разных диапазонов отличаются ... .
6. Запишите формулу Томсона.
7. Свет — это ... .
8. Физический смысл показателя преломления света заключается в том, что ... .
9. Цвет света определяется ... .
10. Спектроскоп предназначен для ... .
Вариант 2
1. Источником электромагнитного поля является ... .
2. Силовые линии вихревого электрического поля отличаются от силовых линий электростатического поля ... .
3. В электромагнитной волне периодически меняются по модулю и направлению векторы ... .
4. Диапазоны шкалы электромагнитных волн (перечислить).
5. Колебательный контур представляет собой ... .
6. Радиосвязь — это ... .
7. Запишите формулу Макса Планка для энергии кванта.
8. Дисперсией света называется ... .
9. При переходе света из одной среды в другую изменяется такая характеристика электромагнитной волны видимого диапазона, как ... .
10. Перечислите по порядку спектральные цвета.
Изложение нового материала можно начать с вопросов: “Как объяснить, почему атомы каждого химического элемента имеют свой строго индивидуальный набор спектральных линий?”, “Почему совпадают линии излучения и поглощения в спектре данного элемента?”, “Чем обусловлены различия в спектрах атомов разных химических элементов?”. Выслушать ответы учащихся. Потом сказать, что ответы на эти и другие подобные вопросы удалось найти только в начале XX в. благодаря возникновению новой физической теории — квантовой механики, основоположником которой был датский физик Нильс Бор. Бор пришел к выводу, что свет излучается атомами вещества. Вспомнить, что означают термины “гипотеза”, “теорема”, “аксиома”, “постулат”. Записать формулировку двух постулатов Бора, формулу энергии излученного фотона согласно закону сохранения энергии. Дать определения основного и возбужденного состояний атома. Обратить внимание учащихся, что у атомов каждого химического элемента имеется свой характерный набор энергетических уровней. Поэтому переходу с более высокого энергетического уровня на более низкий будут соответствовать характерные линии в спектре испускания, отличные от линий в спектре другого элемента. Совпадение линий излучения и поглощения в спектрах атомов данного химического элемента объясняется тем, что частоты волн, соответствующих этим линиям в спектре, определяются одними и теми же энергетическими уровнями. Поэтому атомы могут поглощать свет только тех частот, которые они способны излучать.