Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Длина волны. Скорость распространения волн - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Цель урока. Закрепить знания учащихся о механических волнах и их характеристиках: период и частота; ввести физические понятия “длина волны” и “скорость распространения волны”; научить решать задачи на применение формул длины волны и скорости распространения волны.
Демонстрации. Длина волны (по рис. 72 учебника).
Содержание опроса. 1. Что называется волнами? 2. В чем заключается основное свойство волн любой природы? 3. Какие волны называются упругими? 4. Какие волны называются продольными; поперечными? Приведите примеры. 5. В каких средах и почему распространяются поперечные волны; продольные волны?
Содержание нового материала. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота и период колебаний. Связь между этими величинами.
Закрепление материала. Вопросы после § 29. Решение задач 1849, 1851, 1853 из Сборника.
Домашнее задание. § 29. Упражнение 27.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об упругих волнах и их характеристиках; находить ответы на поставленные вопросы; научиться оценивать результаты своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий; развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению механических волн и их видов, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения явления распространения упругих колебаний в различных средах; уметь различать продольные и поперечные волны; кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.
Частные предметные: называть физические величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы взаимосвязи между ними; применять полученные знания в повседневной жизни.
Методические замечания
Изложение нового материала можно начать с рассмотрения поперечной волны (по рис. 72 учебника). Затем дать определение длины волны, ее буквенное обозначение. Вспомнить формулу для расчета пути при равномерном прямолинейном движении. Поскольку любая волна распространяется равномерно, то по аналогии записать формулу для расчета длины волны, зная скорость распространения волны и период. Вспомнить формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний и записать другую формулу для расчета длины волны через скорость волны и частоту. Вывести единицу длины волны в СИ. Из формул для определения длины волны можно выразить скорость волны. Рассмотреть, как определяется длина продольной волны, на примере рисунка 73 из учебника.