Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Затухающие колебания. Вынужденные колебания - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Цель урока. Закрепить знания учащихся о колебательном движении; ввести физические понятия “затухающие колебания”, “вынужденные колебания”; научить решать качественные и расчетные задачи на колебательное движение.
Демонстрации. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания.
Содержание опроса. 1. Дайте определение механических колебаний. 2. Какие колебания называются свободными? 3. Что называется амплитудой колебаний; периодом колебаний; частотой колебаний; фазой колебаний? 4. В каких единицах в СИ измеряется амплитуда, период, частота и фаза колебаний? 5. Какая математическая зависимость существует между периодом и частотой колебаний? 6. Как зависят период и частота колебаний нитяного маятника от длины его нити? 7. Какие колебания называются собственными; гармоническими? 8.Что называется собственной частотой колебательной системы?
Содержание нового материала. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний.
Закрепление материала. Вопросы после § 26. Решение задач 1782, 1805 из Сборника.
Домашнее задание. § 26. Упражнение 25. Презентация “Механические колебания в природе, быту и технике” (по желанию).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при выдвижении гипотез о причинах затухания свободных колебаний и экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, выполнении эксперимента и решении качественных и расчетных задач; научиться самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию при подготовке презентации “Механические колебания в природе, быту и технике” с помощью Интернета и дополнительной литературы.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на колебательное движение; самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь работать в группе; развивать инициативу; использовать экспериментальный метод исследования при изучении вынужденных колебаний.
Общие предметные: проводить наблюдения вынужденных колебаний, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач на колебательное движение; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.
Частные предметные: объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний; пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Методические замечания
В начале изложения нового материала продемонстрировать свободные затухающие колебания. Рассмотреть превращения механической энергии при колебаниях. Выяснить причину затухания свободных колебаний. Рассмотреть и проанализировать графики зависимости от времени амплитуды свободных колебаний, происходящих в воде и в воздухе (по рис. 66 учебника). Затем продемонстрировать вынужденные колебания. Обсудить, какие превращения механической энергии происходят при вынужденных колебаниях. Дать определение вынужденных колебаний, вынуждающей силы. Выяснить, когда вынужденные колебания становятся установившимися. Прийти к выводу, что вынужденные колебания являются незатухающими, что они происходят до тех пор, пока действует вынуждающая сила. Рассмотреть примеры вынужденных колебаний в природе, быту и технике.