Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Перемещение - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Закрепить знания учащихся о характеристиках механического движения; повторить физические понятия “траектория” и “путь”; ввести физическое понятие “перемещение”.
Демонстрации. Путь и перемещение.
Содержание опроса. 1. Дайте определение механического движения. 2. Какое движение называется поступательным? Приведите примеры. 3. Дайте определение понятия “материальная точка”. 4. Чем отличается материальная точка от геометрической? 5. В каких случаях движущееся тело можно считать материальной точкой? Приведите примеры. 6. Как можно задать положение материальной точки?
Содержание нового материала. Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между понятиями “путь” и “перемещение”.
Закрепление материала. Вопросы после § 2. Решение задач 1390, 1391 из Сборника.
Домашнее задание. § 2. Вопросы после § 2 и упражнение 2 — устно.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о характеристиках механического движения тел, понимания различий между понятиями “путь” и “перемещение”; овладеть познавательными УУД при работе с текстом учебника и регулятивными при выполнении задания учебника; выделять основное в тексте параграфа, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения, практические умения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению характеристик механического движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать задачи по определению длины пройденного пути; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.
Частные предметные: приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь.
Методические замечания
Перед опросом учащихся следует решить качественную задачу 1381 из Сборника.
Изучение нового материала можно начать с демонстрации движения конца минутной стрелки часов по циферблату. Начертить на доске траекторию движения точки минутной стрелки за 15 мин, за 30 мин, за 1 ч. На этом же рисунке начертить векторы перемещения. Рассчитать пройденный путь и длину вектора перемещения (модуль вектора перемещения) за каждый промежуток времени.
Рассматривая пример прямолинейного движения, выяснить, когда пройденный путь и длина вектора перемещения равны. Записать вывод.
Повторить единицы пути в СИ и другие единицы длины.
Убедиться в том, что, зная начальное положение тела и вектор перемещения (его направление и модуль), можно однозначно определить, где находится тело.