Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Распространение звука. Скорость звука - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина
Цели урока:
Доказать, что звук распространяется в твердых, жидких и газообразных телах. Научить вычислять скорость звука.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания, повторение
- Каким общим свойством обладают все источники звука?
- Механические колебания каких частот называются звуковыми и почему?
- Какие колебания называются ультразвуковыми, инфразвуковыми?
- От чего зависит высота звука?
- Что такое основной тон и обертоны?
- Что такое тембр звука?
- Чем определяется высота звука?
- Чем определяется тембр звука?
- Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?
- От чего зависит громкость звука?
- Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков?
II. Письменная проверочная работа
Вариант I
1. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?
а) во всех направлениях;
б) только по направлению распространения волны,
в) только перпендикулярно распространению волны;
г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
2. От чего зависит громкость звука?
а) от частоты колебаний;
б) от амплитуды колебаний;
в) от частоты и амплитуды;
г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.
3. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?
а) 0,5 м;
б) 1 м;
в) 2 м;
г) 57800 м.
4. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при постоянной амплитуде колебаний вынуждающей силы?
а) не зависит от частоты;
б) непрерывно возрастает с увеличением частоты;
в) непрерывно убывает с увеличением частоты;
г) сначала возникает, достигает максимума, а потом убывает.
5. Камертон, прикрепленный к резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий — настроен на меньшую частоту. Какой из камертонов начнет звучать с большей амплитудой?
а) второй;
б) третий;
в) оба камертона;
г) ни один из них.
Вариант II
1. В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?
а) во всех направлениях;
б) только по направлению распространения волны;
в) только перпендикулярно распространению волны;
г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
2. Чем определяется высота звука?
а) частотой колебаний;
б) амплитудой колебаний;
в) частотой и амплитудой;
г) ни частотой, ни от амплитудой.
3. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 680 Гц. Определите длину звуковой волны, зная что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?
а) 0,5 м;
б) 1 м;
в) 2 м;
г) 231200 м.
4. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при постоянной амплитуде колебаний вынуждающей силы?
а) непрерывно возрастает с увеличением частоты;
б) непрерывно убывает с увеличением частоты;
в) сначала возрастает, достигает максимума, затем убывает;
г) сначала убывает, достигает минимума, затем возрастает.
5. Камертон, прикрепленный к резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий - настроен на большую частоту. Какой из камертонов начнет звучать с большей амплитудой?
а) второй;
б) третий;
в) оба камертона;
г) ни один из них.
III. Новый материал
Эксперимент
В стеклянный колокол помещают электрический звонок и выкачивают воздух. Звук становится все слабее и слабее и, наконец, прекращается.
- Почему так происходит? (Для распространения звука необходима упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.)
- А как же обстоят «дела» в газах, жидкостях и твердых телах?
В воздухе скорость звука впервые была измерена в 1636 г. французом М. Марсенном. При температуре 20 °С она составила 343 м/с. Для примера, начальная скорость пули из пулемета Калашникова 825 м/с, что превышает скорость звука в воздухе. Пуля обгоняет звук выстрела и достигает своей жертвы до того, как приходит звук.
Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает. В разных газах скорость звука различна: чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость в нем (в водороде - 1284 м/с, а в кислороде - 316 м/с).
В жидкостях скорость звука, как правило, больше скорости звука в газах. 1826 г. Ж. Каллад и Я. Штурм впервые измерили скорость звука в воде на Женевском озере в Швейцарии. При температуре 8°С она оказалась равна 1440 м/с. Скорость звука в твердых телах больше, чем в жидкостях и газах. Если приложить ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса можно услышать два звука. Один из них достиг уха по рельсу, другой по воздуху.
Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет.
Твердые тела хорошо проводят звук. Благодаря этому люди, потерявшие слух, иной раз способны танцевать под музыку, которая доходит до их слуховых нервов не через воздух и наружное ухо, а через пол и кости.
IV. Вопросы на закрепление
- Почему во время грозы сначала видим молнию и лишь потом слышим гром?
- От чего зависит скорость звука в газах?
- Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникающих под водой?
- Почему «слухачами», которые в древние времена следили за земляными работами противника, часто были слепые люди?
Домашнее задание
1. Выучить § 37, 38;
2. Упражнения 31, 32 (1, 2).