Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Контрольная работа по теме «Оптические явления» - ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока:
Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.
Ход урока
Вариант I
1. При солнечном затмении на Землю падают тень и полутень от Луны.
- Почему полное солнечное затмение наблюдают жители только некоторых районов земного шара?
- Видит ли Солнце человек, находящийся в области полутени? Ответ поясните.
- Какие два теоретических положения объясняют образование полутени?
2. Мальчик стоит на берегу реки и видит небольшой камень на ее дне.
- Постройте ход лучей света. Почему мальчик видит камень, ведь он не является источником света?
- Почему угол преломления при выходе луча из воды в воздух больше, чем угол падения?
- На своем чертеже покажите кажущуюся глубину реки.
3. Фокусное расстояние рассеивающей линзы равно 20 см.
- Какую оптическую силу будет иметь составная линза, полученная сложением данной рассеивающей с собирающей, фокусное расстояние которой равно 40 см?
- Можно ли будет с помощью этой составной линзы получить действительное изображение?
4. Луч проходит через треугольную стеклянную призму.
- Сколько раз он изменяет направление? Как называется это явление?
- Можно ли сделать так, чтобы луч изменил свое направление один раз? Начертите ход луча.
- Отметьте на чертеже угол отклонения луча призмой. В чем заключается совокупное действие двух преломляющих граней призмы?
Вариант II
1. При лунном затмении в пространстве образуются области тени и полутени от Земли.
- Почему лунное затмение более длительное, чем солнечное?
- Видна ли Луна с Земли в области полутени?
- Какие два теоретических положения объясняют образование полутени?
2. Мальчик стоит на берегу реки и видит большой камень на ее дне.
- Постройте ход лучей света. Какая из сред является наиболее оптически плотной?
- Напишите соотношение между скоростью света в этих средах.
- Изменится ли кажущаяся глубина реки, если предположить, что вода в реке соленая?
3. Оптическая сила собирающей линзы равна 4 дптр. Ее складывают вплотную с рассеивающей линзой, фокусное расстояние которой равно 50 см.
- Чему равно фокусное расстояние составной линзы? Какова ее оптическая сила?
- Можно ли будет с помощью этой составной линзы получить увеличенное мнимое изображение?
4. Луч проходит через плоскопараллельную стеклянную пластину.
- Сколько раз он изменяет направление? Обозначьте углы падения и преломления.
- Поясните зависимость между углом преломления и скоростью распространения света в данной среде.
- В чем заключается совокупное действие на луч света двух параллельных граней стеклянной пластины?