Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Архимедова сила - ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ жидкости действуют на тела, погруженные в них, с силой, направленной вертикально вверх; из-за этого воздействия вес одних тел при погружении в жидкость уменьшается, а другие тела всплывают;
♦ выталкивающая сила (или архимедова сила) — это сила, описывающая действие жидкости на погруженное в нее тело и направленная вертикально вверх;
♦ архимедову силу можно измерить динамометром; она равна разности веса тела в воздухе и в жидкости (FA = Рв- Рж — для тонущих тел) или силе тяжести (для плавающих тел).
Учащиеся должны научиться:
♦ «создавать» понятие об архимедовой силе;
♦ измерять архимедову силу динамометром в конкретных ситуациях.
ВИД ДОСКИ
Архимедова сила
ФАКТ Одни тела в воде всплывают, другие тонут
ПЗ 14. Почему тела ведут себя в воде по-разному?
ГИПОТЕЗА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Предсказание
(Fупр = Р уменьшаются)
Обнаружение
вода, раствор соли, растительное масло,...
НАЗВАНИЕ Архимедова сила, выталкивающая сила
ОБОЗНАЧЕНИЕ FА
ОТВЕТ Жидкости действуют... Из-за этого ...
ПЗ 15. Как измерить выталкивающую силу?
тонет Fa = Рв - Рж
плавает Fa = Ft
Измерение выталкивающей силы
Тело |
Жидкость |
Тонет/плавает |
Ра, Н |
Рж, Н |
FА, Н |
|
|
|
|
|
|
Д/з. § 46 (1, 3 - 6 устно)
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
П. Что произойдет с мячом, если его отпустить, и почему? (Держит е руке мяч.)
У. Он упадет, так как притягивается к Земле.
П. А теперь? (Подвешивает мяч на нити.)
У. Сила тяжести уравновешена силой упругости нити, мяч не упадет.
П. Изобразите равновесие сил. Что такое вес тела? Изобразите вес мяча.
Мотивационный этап
П. А если опустить мяч в воду?
У. Он всплывет, будет плавать на поверхности.
П. (Опускает мяч в сосуд с водой, мяч тонет.)1 Почему вы ошиблись?
У. Мы привыкли, что мячи наполнены воздухом и не тонут.
П. Приведите примеры тел, которые плавают в воде, тонут. (Выслушивает примеры учащихся.) Итак, одни тела в воде тонут, другие всплывают, а третьи, как рыбы, плавают внутри. (Демонстрирует трубку с водой, в которой находится воздушный пузырек и металлический шарик. Пузырек всплывает, а шарик тонет.)
Этап «создания» нового знания
П. Какая задача вытекает из рассмотренных нами примеров? (Выслушивает предложения учащихся.) «Кто» заставляет тела всплывать? Запишите познавательную! задачу 14. Почему тела ведут себя по-разному в воде: одни всплывают, другие тонут? Как будем решать эту задачу?
У. Нужно высказать гипотезу и проверить ее на опыте.
П. Запишите «Гипотеза». Тело будет изменять положение и скорость в зависимости от того, какие силы на него действуют. Выделите тела, действующие на пузырек и шарик, и изобразите силы воздействия для двух случаев. У вас — 2 мин.
У1. (Изображает силы, действующие на пузырек воздуха.) На шарик действует Земля силой тяжести и вода. Видимо, сила воды противоположна силе тяжести и больше силы тяжести, поэтому пузырек всплывает.
У2. (Изображает силы, действующие на шарик.) На воздушный пузырек действует Земля силой тяжести и вода. Видимо, сила воды меньше силы тяжести, поэтому шарик тонет.
П. Итак, высказана гипотеза о том, что вода действует на тела в направлении вертикально вверх. Можно предположить, что и другие жидкости действуют на тело подобно воде. Давайте обсудим, как проверить эту гипотезу, убедиться в том, что действительно жидкости действуют на погруженные тела вертикально вверх. Запишите «Экспериментальная проверка».
У. Нужно предсказать какие-то явления, которые обусловлены действием жидкости в направлении вверх.
П. Запишите «Предсказание». Любое тело растягивает подвес силой веса. (Демонстрирует груз на пружине динамометра.) Как должен измениться вес груза при погружении в жидкость. (Изображает ситуацию с подвесом в воздухе и в жидкости.) У вас — 1 мин.
У. В воздухе сила тяжести уравновешена силой упругости пружины. В жидкости сила тяжести уравновешена силами упругости и воздействия жидкости. Так как сила тяжести не изменяется, значит, сила упругости подвеса должна уменьшиться, и вес тела должен уменьшиться.
П. Запишем соотношение между силами для воздуха и жидкости. (Записывает условие равновесия тела на подвесе в воздухе и в жидкости — см. «Вид доски».) Проверим наши рассуждения. (Догружает груз в воду) Что наблюдаем и что это означает?
У. Пружина сжалась. Значит, сила упругости подвеса и вес тела уменьшились.
П. Запишите «Обнаружение». Зарисуйте опыт.
На моем столе сосуды с разными жидкостями. (Называет жидкости и указывает.) Буду помещать тело, подвешенное к динамометру, поочередно в каждый сосуд, а вы следите за показаниями динамометра. (Демонстрирует опыт, например, с цилиндром из набора «Ведерко Архимеда».)
Сформулируйте ответ на познавательную задачу.
У. Жидкости действуют на тела, погруженные в них, с силой, направленной вертикально вверх. Из-за этого воздействия вес одних тел при погружении в жидкость уменьшается, а другие тела всплывают.
П. Как назвать силу воздействия жидкости на погруженное в нее тело? (Выслушивает предложения учащихся.) В физике эту силу называют выталкивающей, или архимедовой силой, и обозначают Fвыт, или FA. Сформулируйте определение выталкивающей силы.
У. Архимедова сила, или выталкивающая сила (FA) — это сила, описывающая действие жидкости на погруженное в нее тело и направленная вертикально вверх.
П. (Организует запись ответа и определения.)
Этап «создания» нового знания
П. Мы измеряли все известные силы динамометром. Как измерить динамометром архимедову силу? Запишите познавательную задачу 15 «Как измерить выталкивающую силу?». Как можно сравнить архимедову силу с силой упругости пружины динамометра? Предложите способ измерения архимедовой силы динамометром для двух случаев: тело тонет, плавает. У вас — 1 мин.
У. Из нашего предсказания следует, что если тело тонет, то архимедова сила равна разности показаний динамометра в воздухе и в жидкости FA = FT – Ра. Если тело плавает, то сила тяжести равна архимедовой силе, поэтому достаточно измерить динамометром силу тяжести или рассчитать ее.
Лабораторная работа № 8
П. (Организует фронтальный эксперимент по измерению выталкивающей силы.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Демонстрации: 1) мяч, наполненный песком (тонет в воде); 2) движение воздушного пузырька и металлического шарика в трубке с водой; 3) измерение веса тела в различных жидкостях.
2. Лабораторный опыт: измерение выталкивающей силы, действующей на различные тела в воде и растворе соли.
1 Для опыта берут мяч, заполненный песком.