Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Строение твердых тел, жидкостей и газов - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ твердые тела сохраняют форму и объем, их трудно сжать;
♦ жидкости сохраняют объем, принимают форму сосуда, трудно сжимаемы;
♦ газы занимают весь предоставленный объем, легко сжимаемы;
♦ в газах молекулы расположены на расстояниях, много больших размеров самих молекул, движутся по всему объему, взаимодействуют (отталкиваются) только при столкновениях;
♦ в жидкостях расстояния между молекулами сравнимы с размерами молекул, молекулы движутся около определенных положений и время от времени «перескакивают» в другие положения, силы взаимодействия молекул значительные;
♦ в кристаллических твердых телах расстояния между молекулами сравнимы с размерами молекул, расположены молекулы в строгом порядке, каждая движется около определенного положения, силы взаимодействия значительные.
Учащиеся должны научиться:
♦ «создавать» модели строения твердых тел, жидкостей и газов;
♦ описывать строение конкретных твердых тел, жидкостей и газов.
ВИД ДОСКИ
Строение твердых тел, жидкостей и газов |
||||||
Агрегатное состояние |
Свойства |
Молекулы |
||||
форма |
объем |
сжатие |
расположены |
движутся |
взаимодействуют |
|
Твердое (кристаллическое) |
Сохраняет |
Сохраняет |
Трудно |
На расстояниях, равных размеру молекул |
Около определенных положений |
Сильное притяжение или отталкивание |
Жидкое |
Форма сосуда |
Сохраняет |
Трудно |
---------«--------. |
Изредка изменяют положение |
---------»--------- |
Газообразное |
Не имеет |
Весь предоставленный |
Легко |
На расстояниях, больших размера молекул |
По всему объему |
Притяжение или отталкивание только при столкновении молекул |
Д/з. §§ 30, 31, кроссворд. Подготовиться к проверочной работе. Повторить сведения о строении вещества и занести их в таблицу: |
||||||
Знания о строении вещества |
Явления, обусловленные таким строением вещества, их модели |
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
П. Вспомним, что мы узнали о строении вещества.
(Учащиеся формулируют постулаты МКТ и метод их создания.)
Опишите строение сосульки, воды в стакане, пара над горячей водой.
У. Сосулька состоит из одинаковых молекул — молекул воды, которые непрерывно и беспорядочно движутся и взаимодействуют друг с другом. (Дают одинаковое описание строения указанных тел.)
П. Вы считаете, что строение твердых тел, жидкостей и газов одинаково?
У. Нет.
П. Что же мы еще не знаем о строении вещества?
У. Строения твердых тел, жидкостей и газов различно.
П. Запишите тему урока. Как можно установить различия в расположении, движении и взаимодействии молекул вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях?
У. Нужно сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, которые обусловлены изменением расположения, движения и взаимодействия молекул, выдвинуть гипотезу об их строении и проверить ее экспериментально.
П. Сравним такие свойства тел, как форма, объем и сопротивление сжатию в твердом, жидком и газообразном состояниях. Вам поможет учебник. Откройте § 30 (с. 75). На работу — 3 мин. Сведения занесите в таблицу. (Организует ответы учащихся и запись — см. «Вид доски».)
Теперь нужно предположить, каковы различия расположения, движения и взаимодействия молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Представьте, что вы — молекулы и образуете твердое тело (первый ряд), жидкость (второй ряд) и газ (третий ряд). Форма «твердого тела» определяется границами первой и последней парт и проходами. «Жидкость» должна показать, как может измениться ваша «коллективная» форма от нынешних границ до ... (определяет новые границы). «Газу» предоставлен объем ... (определяет пространство для «газа»). Помните! У молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении 5 мин. По истечении этого срока вы должны описать (рисунком и словами) и продемонстрировать расположение, движение и взаимодействие молекул.
(Учащиеся моделируют строение вещества и делают зарисовки.)
Выберите представителя. Послушаем сообщение от каждого ряда. (Организует выступления представителей групп.) Теперь послушайте, что по этому поводу думают физики. (Дает общепринятое описание строения тел, делает записи в графе «молекулы».)1 Перенесите записи в тетради.
(Учащиеся заполняют графу «Молекулы».)
П. В настоящее время мы не можем обсудить экспериментальную проверку этих моделей, вернемся к этому вопросу позже.
Этап применения нового знания
П. Теперь можно описать поведение молекул более подробно. (Организует выполнение задания 50 и контроль.)
1 Целесообразна демонстрация компьютерных моделей строения вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях.