Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Движение молекул - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ молекулы непрерывно и хаотически движутся; из-за этого происходят такие явления, как диффузия, испарение, броуновское движение, давление газа;
♦ диффузия — явление самопроизвольного перемешивания веществ в твердом, жидком или газообразном состояниях;
♦ броуновское движение — это беспорядочное движение (дрожание) нерастворимых в жидкости или газе частичек;
♦ диффузия объясняется тем, что молекулы одного тела, непрерывно двигаясь, проникают между молекулами другого тела;
♦ давление газа объясняется тем, что одновременно большое число движущихся молекул ударяется о стенку сосуда;
♦ испарение объясняется тем, что некоторые молекулы вылетают через поверхность тела;
♦ броуновское движение объясняется тем, что число ударов молекул о частицу в каждый момент неодинаково с разных сторон.
Учащиеся должны научиться:
♦ «создавать» постулат о движении молекул;
♦ распознавать диффузию, давление газа, испарение и броуновское движение и описывать поведение молекул в конкретных ситуациях.
ВИД ДОСКИ
Движение молекул
ФАКТ Диффузия — явление самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях.
ПЗ 3. Какими свойствами молекул обусловлена диффузия?
ГИПОТЕЗА
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
Предсказание явлений
Броуновское движение — это ...
ОТВЕТ Молекулы.... Из-за этого...
В жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах. Медленнее всего диффузия происходит в твердых телах.
Д/з § 27, экспериментальное задание на с. 71 учебника (для холодной и горячей воды, на отдельном листочке.
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
П. Что и как мы узнали о строение вещества? (Организует ответы учащихся по изображенным на доске моделям явлений.)
Что произойдет с покоящимся телом, если на него подействуют с разных сторон с разными силами? (Выслушивает ответы учащихся и делает запись.) Представьте большой предмет, который толкают с разных сторон одновременно, причем число толчков с разных сторон меняется. Например, две команды из десяти учащихся пытаются перекатить снежный ком на половину противника. Как будет двигаться этот предмет? (Выслушивает ответы учащихся, делает зарисовки.)
Мотивационный этап
П. Продолжим заглядывать в глубь вещества. Будем выяснять, какими еще свойствами обладают молекулы. Начнем с явлений. (Вносит «черный ящик», в котором лежит пахучий предмет, например долька апельсина). Что в ящике, опишите ситуацию как физическое явление?
У. Апельсин. Он испускает запах: пахучее вещество, которое распространяется по всей комнате, перемешиваясь с воздухом.
П. А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? Приведите примеры.
Этап «создания» нового знания
У. Когда разводишь гуашь, вода быстро окрашивается еще до того, как начнешь перемешивать ее палочкой. (Приводят примеры.)
П. Предлагаю провести специальные эксперименты, чтобы ответить на этот вопрос. Будем брать разные вещества, соединять их, не перемешивая, и наблюдать, образуется ли через какое-то время смесь. Разумно взять тела твердые, жидкие и газообразные. У меня на столе в стаканчике налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху — вода. (Видна резкая граница между водой и купоросом.) Если купорос и вода перемешиваются самопроизвольно, то граница должна исчезнуть, расплыться. Будем следить за этой границей между жидкостями.
В колбе размещены листочки бумаги, смоченные веществом (фенолфталеином), которое при соединении с аммиаком (окрашивается в оранжевый цвет. (Демонстрирует на отдельном листочке.) У горлышка колбы закрепляю ватку е аммиаком. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно бумажки окрасятся. Будем следить за цветом листочков. Нужно подождать, а пока я расскажу об эксперименте со смешиванием твердых тел. (Рассказывает о диффузии в твердых телах).
Итак, что произошло?
У. Граница между жидкостями не изменилась, а бумажки окрасились, т. е. аммиак и воздух перемешались в колбе.
П. Нужно продолжать наблюдение за жидкостями, но, я сделала то же неделю назад. Смотрите, что получилось.
У. Граница размыта, купорос и вода перемешались.
П. Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов. Подумайте 1 мин.
У. Твердые тела, жидкости и газы из разных веществ сами собой смешиваются, если их привести в соприкосновение.
П. Это новое для нас явление, в физике оно известно под названием диффузия. (Организует запись определения.)
П. Напоминаю, что нас интересует строение вещества. Какие же свойства молекул обусловливают смешивание веществ, почему возможна диффузия, какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии? Запишите познавательную задачу 3. Как искать ответ на него?
У. Нужно выдвинуть гипотезу о молекулах.
П. Мы уже знаем, как располагаются молекулы двух тел до смешивания и после. (Указывает на модель смешивания.) Нужно предположить, что происходит с молекулами между этими состояниями, как молекула попадает из одной точки (А) в другую (Б). (Изображает.) У вас — 2 мин., отразите свои мысли в тетради.
У. Видимо молекула двигалась, при движении она сталкивалась с другими молекулами, отскакивала от них, но в конце концов попала в точку Б. (Изображает траекторию движения молекулы из А в Б.) Молекулы одного вещества входили в промежутки между молекулами другого вещества, продвигаясь все дальше и дальше, постепенно вещества смешивались. Молекулы движутся всегда, при движении сталкиваются друг с другом, движутся в разных направлениях (беспорядочно).
П. Итак, разумно предположить, что молекулы непрерывно и беспорядочно (хаотически) движутся, из-за чего и происходит диффузия. Что делать дальше?
У. Нужно проверить наше предположение, т. е. предсказать явления, которые могут происходить, если молекулы движутся.
П. Предлагаю подумать над следующими моделями. (Изображает исходные модели.)
1) Что может произойти с каплей жидкости, если молекулы, составляющие ее, непрерывно и хаотически движутся?
2) Как «почувствует» стенка сосуда, в котором находится газ, его молекулы, движущиеся непрерывно и хаотически?
3) Как будет вести себя маленькая частичка нерастворимого вещества в жидкости, если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно и беспорядочно движутся?
В каждой ситуации: 1) представьте, как движутся молекулы; 2) предположите, какие изменения могут произойти в расположении и движении отдельных молекул; 3) предположите, к каким изменениям всего тела это может привести. У вас — 2 мин.
У. В первом случае молекулы жидкости движутся в разных направлениях, часть молекул может вылететь за пределы капли, а капля уменьшится и испарится.
Во втором случае молекулы, расположенные вблизи стенки, движутся в разных направлениях, некоторые из которых ударяются о стенку. Когда ударяется много молекул, стенка должна. прогнуться. Так как молекулы движутся беспорядочно, и большое число молекул ударяется о стенку, то газ давит на стенку.
В третьем случае молекулы, окружающие частицу, движутся в разные стороны, часть из них ударяется о частицу. Поскольку частица маленькая, она может двигаться от этих ударов. Так как молекулы движутся беспорядочно, то число ударов с разных сторон в один и тот же момент различно, и частица будет двигаться то в одну, то в другую сторону (беспорядочно).
П. Итак, мы предположили, что из-за непрерывного и беспорядочного движения молекул должны происходить явления: давление газа, испарение, беспорядочное движение нерастворимых в жидкости частиц1. Приведите примеры, показывающие, что такие явления действительно существуют.
У. (Приводят примеры давления газа, испарения жидкости.)
П. Зарисуйте по одному наиболее понравившемуся примеру на каждое явление. У вас — 1 мин.
Явление беспорядочного движения взвешенных, нерастворимых частиц вещества в жидкости или газе называют броуновским движением. Пронаблюдать броуновское движение можно под микроскопом. На перемене каждый сможет это сделать. (Указывает на микроскоп.)2 Сейчас запишем определение. (Учащиеся записывают определение броуновского движения.)
Что же мы узнали о молекулах. Сформулируйте ответ.
У. Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся. Из-за этого происходят такие явления, как диффузия, давление газа, испарение, броуновское движение. (Записывают вывод.)
П. Как назвать сегодняшний урок?
У. Движение молекул. (Записывают тему урока.)
Этап применения нового знания
П. Теперь можно описать поведение молекул в разных ситуациях. (Организует выполнение задания 46 и контроль.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Демонстрации: 1) диффузия в жидкостях и газах; 2) броуновское движение.
1 Целесообразно продемонстрировать компьютерную модель диффузии, испарения, давления газа и броуновского движения.
2 Здесь и далее при невозможности наблюдения явления можно (и нужно) продемонстрировать его видеозапись.