Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Причины трения. Трение в природе и технике. Построение вектора силы в масштабе - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ трение обусловлено шероховатостью соприкасающихся поверхностей тел или взаимным притяжением молекул.
Учащиеся должны научиться:
♦ разрабатывать способы увеличения или уменьшения трения;
♦ строить вектор силы в масштабе.
ВИД ДОСКИ
Д/з. § 16 (5), 17.
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
П. (Организует проверку составленной дома таблицы сведений об измерении и расчете сил разного вида.)
Мотивационный этап
П. Сравните изменение скорости шарика в следующих ситуациях. (Демонстрирует опыты, в которых шарик, скатываясь с наклонной плоскости, продолжает свое движение на горизонтальной поверхности по песку, по столу, по стеклу.)
У. Скорость шарика при движении по песку уменьшается, и он останавливается, пройдя меньший путь, чем двигаясь по поверхности стола и стекла.
Этап «создания» нового знания
П. Какова причина возникновения трения?
У. По гладкой поверхности тело движется гораздо дольше, чем по шероховатой. Трение возникает из-за того, что поверхности тел негладкие, а шероховатые. Они имеют выступы, которые зацепляются друг за друга.
Этап применения нового знания
П. Трение может быть полезным й вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно — уменьшить. Предложите способы уменьшения или увеличения трения в следующих ситуациях. (Раздает задания группам — см. «Дидактические средства».)
У. (Выполняют задания и представляют результаты.)
Этап актуализации знаний
П. На координатной оси выделен отрезок. Какова его длина? Ответ поясните.
У. Его длина 5 см, так как на нем укладывается 5 отрезков по 1 см. 1 см — это масштаб, указанный на оси.
П. Вспомните, что такое модель взаимодействий тела, что такое сила. (Выслушивает ответы учащихся.) Постройте модель Взаимодействий книги, лежащей на столе. (Вызывает ученика.) Можно ли по рисунку узнать, каково значение силы?
У. Для этого нужно выбрать масштаб и построить векторы сил в масштабе.
Этап применения нового знания
П. Мы строили вектора сил, но не в масштабе. Давайте потренируемся изображать силы воздействия так, чтобы из рисунка было понятно, каково значение силы. (Организует выполнение задания 29.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Представленная наглядно таблица 4.
Таблица 4
Сведения об измерении и расчете сил разного вида
Сведения о силе |
Вид силы |
||
Сила тяжести |
Сила упругости, вес тела |
||
Измерение - динамометром |
|||
Формула для расчета |
FT = mg g = 9,8 Н/кг (около поверхности Земли) |
Fупр = kx P = Fт (равномерное движение) Р = 0 (свободное падение) |
|
Сила трения |
|||
скольжения, качения |
покоя |
||
2. Демонстрационные опыты, в которых шарик, скатываясь с наклонной плоскости, продолжает свое движение по горизонтальной плоскости по песку, по столу, по стеклу.
3. Карточки с заданиями на разработку способов уменьшения и увеличения трения в различных ситуациях.
Задание 1. Предложите устройство, которое уменьшает трение между колесом и осью, на которую оно насажено.
Задание 2. Предложите способ увеличения трения между смычком и струнами.
Задание 3. Предложите способ увеличения трения между колесом и скользкой дорогой (мокрая, ледяная, глинистая).
Задание 4. Предложите способ уменьшения трения покоя между шкафом, который требуется передвинуть, и полом.