Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения - ЭЛЕКТРОДИНАМИКА КАК ТЕОРИЯ - ОПТИКА
Задачи урока: познакомить с видами электромагнитных волн (излучений), изучить свойства инфракрасного и ультрафиолетового излучений, раскрыть качественные изменения свойств электромагнитных волн по мере увеличения их частоты; продолжить формирование интеллектуальных умений по наблюдению и описанию физических явлений.
Урок проходит в форме лекции с элементами беседы.
Ход урока
I. Постановка учебной проблемы урока начинается с обсуждения вопросов: что понимают под электромагнитными волнами? Какие виды электромагнитных волн мы изучали? Каковы основные характеристики электромагнитной волны? Чем отличаются радиоволны от световых волн?
Электромагнитные волны могут быть разной частоты (длины волны). В настоящее время все известные электромагнитные волны объединены в шкалу по принципу возрастания частоты. Вся шкала разделена на диапазоны по способу излучения электромагнитных волн: низкочастотные — электрические генераторы; радиоволны — вибратор Герца, антенны; инфракрасные лучи — нагретые тела; световые волны — лампы накаливания; ультрафиолетовые лучи — дуговая лампа; рентгеновские лучи — торможение заряженных частиц; гамма-лучи — распад атомов. Условно до инфракрасного излучения источником электромагнитных волн являются переменные токи, все остальные электромагнитные волны излучаются при возбуждении атомов и молекул, при взаимодействии заряженных частиц в процессе распада атомов и т. д.
Учитель использует таблицу “Шкала электромагнитных волн”, школьники работают с форзацами учебника.
Уместно обсудить вопросы: есть ли резкая граница между видами излучений? С какими видами излучений мы встречаемся в быту? Какие примеры устройств для регистрации излучений можно привести?
Учитель объясняет порядок заполнения таблицы (см. ниже), предлагает эту работу в качестве домашнего задания.
Вид излучения |
Диапазон длин волн |
Источник |
Свойства |
Применение |
II. Закреплять изученный материал следует по вопросам: как можно обнаружить инфракрасное (ультрафиолетовое) излучение? При каких условиях тело является источником инфракрасного излучения? Какие вещества поглощают эти лучи? Где и для каких целей используют инфракрасные (ультрафиолетовые) лучи? Как экспериментально подтвердить волновую природу инфракрасного (ультрафиолетового) излучения? Где в быту мы встречаемся с инфракрасным (ультрафиолетовым) излучением?
Закрепление изученного материала будет эффективнее при сочетании беседы с проведением эксперимента (ДЭ-2, опыты 104, 105, 108).
Наиболее простым вариантом является постановка опытов с излучателем ультрафиолетовых волн из набора по фотоэффекту. Наблюдаются следующие свойства излучения: поглощение излучения обычным стеклом, отражение пучка ультрафиолетовых волн от пластинки алюминия, ионизация воздуха и др. По таблицам задают вопросы на статус знаний.
Записи в тетрадях можно оформить в виде таблиц 30, 31.
Таблица 30
Инфракрасное излучение
Таблица 31
Ультрафиолетовое излучение
Домашнее задание: § 66, 68 (часть); заполнение таблицы.