Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Релятивистская динамика. Решение задач (продолжение) - ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - ОПТИКА
Задачи урока: продолжить отработку основных положений динамики СТО; систематизировать и обобщить изученный материал.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Повторение и отработка изученного материала II. Систематизация и обобщение знаний III. Подведение итогов. Домашнее задание |
15—20 10—15 3—5 |
Решение задач. Ответы на вопросы. Записи в тетрадях Заполнение таблицы. Работа с учебником Выделение главного. Выводы учителя |
I. У доски двое школьников решают домашние (или подобные) задачи. Вопросы для фронтального повторения: какие аргументы можно привести в доказательство инвариантности события? Какие инвариантные характеристики объектов известны в СТО? (Событие, скорость света, пространственно-временной интервал, масса, энергия покоя, внутренняя энергия, заряд и др.) В чём смысл первого постулата СТО? Вопросы для коллективного обсуждения: выполняется ли третий закон Ньютона, согласно СТО, для взаимодействия двух частиц на большом расстоянии друг от друга? (Ответ. Нет, в общем случае не выполняется; изменение положения одной частицы не влияет мгновенно на движение другой.) Выполняется ли первый закон динамики в СТО?
II. Одним из вариантов обобщения знаний является коллективное заполнение таблицы 27.
Содержание фиксируемых знаний повторяется, их статус обосновывается.
Таблица 27
Специальная теория относительности
Основание • Идеи классической механики о пространстве и времени • Постоянство скорости электромагнитных взаимодействий (света) • Результаты опыта Майкельсона Ядро теории • Постулаты СТО • Преобразования координат и времени при переходе из одной ИСО в другую — преобразования Лоренца (в частности, относительность одновременности): • Основной закон релятивистской динамики • Энергия движущейся частицы • Инварианты теории: m, с, интервал, Следствия • Кинематические следствия: • Понятие об энергии покоя: • Решение прикладных задач |
III. Подведение итогов урока и темы происходит при обсуждении вопросов: что называют теорией? Какова её структура? Почему так велико было значение построения СТО в начале XX в.? Каковы основные идеи СТО? Можно ли назвать СТО теорией инвариантов? Имеет ли СТО как теория практическое значение? Где применяются знания СТО?
Домашнее задание: § 65* (4—6); упр. на с. 245 (4, 6); индивидуально — П., № 788, 796.