Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Относительность одновременности. Кинематика СТО - ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - ОПТИКА
Задачи урока: конкретизировать представления о пространстве и времени на основе постулатов СТО; получить следствия, рассматривая относительность расстояний и промежутков времени; обосновать новый закон сложения скоростей.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Фронтальное повторение II. Изучение нового материала: проблема определения одновременности событий в разных ИСО, кинематические эффекты СТО III. Отработка знаний. Домашнее задание |
8—10 20—25 10 |
Ответы на вопросы. Решение задачи у доски Рассказ учителя. Записи в тетрадях. Работа с учебником Решение задач. Беседа |
I. Фронтальное повторение.
II. Достаточно трудным для изучения является понятие об относительности одновременности. По возможности кратко материал излагает учитель.
1. Со времён Ньютона сложились представления об абсолютности свойств пространства и времени. Пространство во всех точках и по всем направлениям имеет одинаковые свойства, время во всех точках течёт одинаково и не зависит от движения тела. До Эйнштейна время и измерение времени были отделены друг от друга. Выбор ИСО, измерение длины и времени осуществляются в ходе физических экспериментов. А все измерения дают неточные значения физических величин, и значит, на практике реально существует неточность в выборе ИСО, в определении длины тела, времени события. Вообще, все числа, которыми оперирует физика, — числа приближённые. Значит, свойства пространства и времени, во-первых, не так уж абсолютны, во-вторых, их определяют в конкретных экспериментах.
2. Для этих конкретных экспериментов принципиальным и жёстким ограничением явилась конечность и предельность скорости света. В природе не оказалось (пока!) взаимодействий, которые осуществлялись бы с большей скоростью. Для того чтобы на опыте убедиться в одинаковости хода времени в двух разделённых областях пространства, необходимо сравнить ход часов в этих областях, или, как говорят, синхронизировать часы. Очевидно, это проще всего сделать с помощью светового сигнала, который имеет одинаковую и постоянную скорость во всех ИСО. Мысленно пронаблюдаем за этим процессом с точки зрения двух ИСО — K1, в которой корабль неподвижен, и К, относительно которой ИСО К1 и, естественно, корабль движутся (рис. 8.2 учебника). В середине корабля происходит вспышка света. В первом случае (ИСО К1) свет одновременно достигает часов, их включают (синхронизируют), и они идут. Если, например, через час при такой синхронизации показания часов будут одинаковы, то время в этих точках (областях) течёт одинаково. Во втором случае (ИСО K) наблюдатель, относительно которого корабль движется, видит, что до часов А свет дошёл раньше, чем до часов В. Относительно данного наблюдателя корабль движется, и часы А приближаются к месту вспышки, а часы В удаляются. Вывод принципиально важен: одновременность пространственно разделённых событий относительна.
С точки зрения наблюдателя в одной ИСО, события одновременны, с точки зрения другого наблюдателя в другой ИСО, эти же события произошли не одновременно. (Один из школьников зачитывает фрагмент учебника с объяснением парадокса в описании распространения сферических световых сигналов в разных ИСО.)
3. В механике Ньютона при мгновенной скорости распространения взаимодействий одно тело причинно связано с любым другим телом, на которое может действовать. В специальной теории относительности ситуация другая: если между событиями (т. е. явлениями в данной точке пространства в данный момент времени) в двух разделённых областях прошло меньше времени, чем требуется свету для прохождения между этими точками, то такие события в принципе не могут быть причинно связаны между собой. Таким образом, СТО существенно обогащает наши представления о взаимосвязи явлений в мире. В частности, выясняется, что не всё со всем связано.
4. В кинематике СТО выясняется связь между длиной, временем, скоростью, измеренными в собственной системе и в движущейся инерциальной системе отсчёта.
Длина l стержня, измеренная в ИСО, относительно которой стержень движется со скоростью v, будет равна:
где l0 — собственная длина стержня.
Из формулы видно, что длина l стержня, измеренная в движущейся ИСО, будет меньше собственной длины стержня. Важно подчеркнуть, что во множестве равноправных ИСО у одного и того же стержня имеется множество значений длины.
Пусть между двумя событиями в собственной системе отсчёта прошло время τ0, тогда в движущейся со скоростью v ИСО интервал времени между этими же событиями уже будет выражен так:
Таким образом, в ИСО, движущейся относительно собственной системы отсчёта, интервал времени между событиями уменьшается. Причём это зависит от скорости самой системы отсчёта. Поскольку равноправных ИСО множество, движутся они с разными скоростями, то и время между двумя событиями с точки зрения этих ИСО будет самое разное. Парадоксально, но факт: в СТО время между двумя событиями относительно — может быть большим или небольшим — всё зависит от выбора
Явления сокращения размеров тела, замедления времени между двумя событиями с точки зрения движущейся системы отсчёта получили название релятивистских эффектов. Это чисто кинематические эффекты; они не вызваны какими-либо материальными причинами, а обусловлены нашими особенностями описания явлений в разных ИСО.
Индивидуально. Хотя время между двумя событиями и длина отрезка (стержня) относительны, т. е. различны в разных ИСО, имеется и инвариантная характеристика. Она называется интервалом s. Его можно определить следующим образом.
Возводим в квадрат формулу для времени:
или
так как скорость света и собственное время — инвариантные величины. По смыслу vτ — это расстояние R, на которое переместилась частица. Вводим обозначения и получаем
Новый закон сложения скоростей рассматривают по тексту учебника. Формулировка закона такова, что автоматически выполняется второй постулат СТО.
III. Решают типичные задачи: П., № 776, 779, 781; упр. на с. 244 (1).
Вопросы для повторения: существуют ли в природе инерциальные системы отсчёта? Что такое событие в СТО? Может ли событие в одних ИСО быть, а в других ИСО нет? Как на практике устанавливают одновременность пространственно разделённых событий? Какой фундаментальный экспериментальный факт потребовал уточнения классических представлений о пространстве и времени?
Домашнее задание: § 62, 63; упр. на с. 238 (ЕГЭ); П., № 784.