Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Амплитудная модуляция и детектирование. Простейший радиоприёмник - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Задачи урока: изучить физические принципы радиотелефонной связи; рассмотреть схему простейшего радиоприёмника.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Повторение изученного материала |
7—10 30 5—6 |
Рассказ учащихся. Ответы на вопросы Беседа. Постановка эксперимента. Работа с учебником. Решение задач Ответы на вопросы. Сообщение учителя |
II. Изучение и закрепление нового материала: понятия “модуляция”, “демодуляция”, “амплитудная модуляция”, “детектирование”, основные части простейшего радиоприёмника и их назначение |
||
III. Подведение итогов. Домашнее задание |
I. С целью повторения изученного материала, контроля знаний и формирования у школьников умения излагать свои мысли в устной речи рассматривают: структурную схему радиовещательного тракта, генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Во время подготовки учащихся у доски класс обсуждает вопросы: в чём значение опытов Попова? Какова роль Г. Маркони в развитии радиосвязи?
II. Как практически осуществляются модуляция и детектирование — основная учебная проблема урока. Она решается методом беседы при постановке и объяснении опытов по получению амплитудной модуляции и работе детекторного приёмника с УНЧ (ДЭ-2, опыты 56, 57). Одновременно используют иллюстрации учебника (рис. 6.15—6.21). По рисункам учитель задаёт вопросы: какую роль выполняет транзистор в цепи (рис. 6.15 учебника)? Как работает участок цепи с транзистором? Как осуществляется модулирование высокочастотного сигнала? Какие изменения высокочастотного сигнала происходят на участке, изображённом на рисунке 6.16 учебника? Чем различаются токи, проходящие через резистор в цепях (рис. 6.16, 6.19 учебника)? Улучшится ли сглаживание низкочастотного сигнала, если последовательно с конденсатором соединить катушку (рис. 6.19 учебника)? Какие изменения необходимо внести в цепь, чтобы генератор излучал радиоволны отдельными импульсами (рис. 6.19 учебника)?
Для закрепления изученного материала организуется беседа при постановке опыта с вибратором Герца и дипольным приёмником электромагнитных волн. Для этого вместо транзисторного приёмника (см. рис. 73) используют диполь, который подсоединяется к осциллографу. С помощью данной установки разбирают несколько вопросов.
Вопросы: что можно сказать об излучаемых вибратором волнах по виду осциллограммы? Постоянна ли амплитуда колебаний? Являются ли колебания модулированными? Аргументируйте ответ. Как в нашем случае можно модулировать электромагнитные колебания? Как и почему изменяется вид осциллограммы, если приёмный диполь закоротить диодом? Что произойдёт, если поменять полярность подключения диода? Какие колебания наблюдаются на экране осциллографа? Можно ли из них выделить низкочастотные колебания? Как это сделать?
Отработка материала продолжается при решении качественных задач.
1. Какова причина помех радиоприёму от проходящего вблизи трамвая? Почему транзисторный приёмник или телевизор с антенной реагирует на выключение утюга из розетки?
2. Будет ли работать приёмник (рис. 6.21 учебника), если диод включить в противоположном направлении?
3. Какие (низкоомные или высокоомные) наушники следует использовать в детекторном приёмнике?
III. При подведении итогов урока повторяют вопросы: как осуществляется телеграфная модуляция? В чём состоит принцип амплитудной модуляции? Как практически осуществить амплитудную модуляцию?
Домашнее задание: § 37*, 38*; задачи на повторение по выбору учителя.