Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Решение задач - Урок 3 - МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Задачи урока: сформировать умения выделять и описывать звуковые явления; систематизировать знания о звуке с помощью таблиц.
Ход урока
I. В начале урока следует уплотнённое повторение материала предыдущего урока. Приведём возможный план.
1. Выполнение у доски индивидуальных заданий.
2. Ответ по теме “Звуковые явления и их характеристики” (письменно воспроизводится таблица 19).
3. Несколько школьников письменно отвечают на вопросы: как доказать, что звук — продольная волна? Почему после выпавшего снега на улицах города заметно тише? Приведите примеры использования звуковых явлений в быту и технике. От чего зависит громкость звука? Как доказать, что звуковая волна переносит энергию?
4. Фронтально повторяют основные вопросы: можно ли определить длину звуковой волны, если известна её скорость и частота колебаний частиц? От чего зависит скорость распространения звука? Что такое волна?
5. Один из школьников кратко поясняет таблицу 20.
Таблица 20
Звуковые явления
II. Проводят самостоятельную работу по вариантам.
Вариант I
1. Определите длину волны, которая распространяется со скоростью 1000 м/с. Частота колебаний излучателя 10 МГц.
2. По графикам колебаний (рис. 67, а—г) определите: а) наиболее громкий звук; б) звук самого низкого тона. Ответ обоснуйте.
Вариант II
1. На каком расстоянии от человека ударила молния, если он услышал гром через 5 с? Скорость звука считайте равной 340 м/с.
2. На рисунке 68 изображён график колебаний одной из точек звуковой волны. Определите: а) частоту колебаний; б) длину волны; в) характер звука: музыкальный или шум; г) амплитуду колебаний. Скорость звука считайте равной 340 м/с.
III. Домашнее задание: индивидуально — упр. на с. 130 (1, 2); упр. на с. 130 (ЕГЭ); самое важное в главе; задача.
С помощью справочника определите, может ли звук распространяться быстрее ракеты (Справочник, с. 92).
Урок 5*. Решение задач (резерв учителя)