Обобщающее повторение. Электромагнитное поле - ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Обобщающее повторение. Электромагнитное поле - ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Задачи урока: продолжить формирование понятий “переменное магнитное поле”, “переменное электрическое поле”; обосновать введение единого понятия “электромагнитное поле”; обобщить знания о явлении электромагнитной индукции.

Ход урока

I. Два ученика у доски готовят ответы по одной из задач из двух вариантов самостоятельной работы. Фактически они приводят примеры решения этих задач. В это время класс вместе с учителем обсуждает решение какой-либо другой задачи. Вопросы: какое физическое явление рассматривается? Какими законами оно описывается?

II. В начале обобщающего повторения учитель задаёт вопросы: какое основное физическое явление мы изучаем в теме? Какие физические объекты были основными?

Далее повторяют свойства полей (см. табл. 3). Таблицу у доски разбирает ученик, который может быть предупреждён заранее. Другой ученик у доски выполняет задание по карточке: заполняет таблицу 8 (дана её форма).

Таблица 8

Основные законы и физические величины

Физические явления или объекты

ЭДС индукции

Явление электромагнитной индукции: переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое, а в замкнутом проводнике — ток

ЭДС самоиндукции

Явление самоиндукции

Индуктивность L

Характеристика свойств проводника и окружающей среды

Энергия

Характеристика магнитного поля

По возможности решают задачу или повторяют решение задач по записям в тетрадях.

III. Предлагаем последовательность изучения электромагнитного поля.

Вихревое электрическое поле порождается переменным (тоже вихревым) магнитным полем. На рисунке 41, а, б показано возрастающее магнитное поле и зависимое от него вихревое электрическое поле.

Вопрос: может ли переменное электрическое поле порождать переменное магнитное поле? В вопросе суть гипотезы Максвелла. На рисунке 42, а, б изображён сам процесс.

Переменные электрические и магнитные поля не могут существовать друг без друга. Их взаимосвязь позволяет сделать вывод о существовании единого электромагнитного поля.

Показывают опыт с цепочкой Брегга (рис. 43). Оборудование: два-три замкнутых сердечника от универсального трансформатора, катушки от прибора “Магнитное поле кругового тока” или другие, гальванометр, источник тока (аккумулятор или выпрямитель ВС 4-12), ключ, провода. Ключ замыкают на доли секунды.

Вопросы для обсуждения: что происходит в первой катушке при замыкании ключа? К чему это приводит? Что происходит при пронизывании переменным магнитным полем второй катушки? Так рассматривается вся цепочка причинно-следственных отношений. Опыт позволяет моделировать процесс распространения электромагнитного поля.

При замкнутом ключе стационарное электрическое поле и ток создают постоянное магнитное поле, которое не может во второй катушке создать электрическое поле. На следующем уроке один из школьников должен повторить опыт и объяснить его.

IV. При подведении итогов урока ещё раз обсуждают вопросы: какое явление изучалось в пройденной теме? В чём оно состоит? Какова его природа? Каков закон этого явления?

Домашнее задание: § 12* (3, 4); упр. на с. 52 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]