Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Обобщающее повторение. Электромагнитное поле - ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Задачи урока: продолжить формирование понятий “переменное магнитное поле”, “переменное электрическое поле”; обосновать введение единого понятия “электромагнитное поле”; обобщить знания о явлении электромагнитной индукции.
Ход урока
I. Два ученика у доски готовят ответы по одной из задач из двух вариантов самостоятельной работы. Фактически они приводят примеры решения этих задач. В это время класс вместе с учителем обсуждает решение какой-либо другой задачи. Вопросы: какое физическое явление рассматривается? Какими законами оно описывается?
II. В начале обобщающего повторения учитель задаёт вопросы: какое основное физическое явление мы изучаем в теме? Какие физические объекты были основными?
Далее повторяют свойства полей (см. табл. 3). Таблицу у доски разбирает ученик, который может быть предупреждён заранее. Другой ученик у доски выполняет задание по карточке: заполняет таблицу 8 (дана её форма).
Таблица 8
Основные законы и физические величины |
Физические явления или объекты |
ЭДС индукции |
Явление электромагнитной индукции: переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое, а в замкнутом проводнике — ток |
ЭДС самоиндукции |
Явление самоиндукции |
Индуктивность L |
Характеристика свойств проводника и окружающей среды |
Энергия |
Характеристика магнитного поля |
По возможности решают задачу или повторяют решение задач по записям в тетрадях.
III. Предлагаем последовательность изучения электромагнитного поля.
Вихревое электрическое поле порождается переменным (тоже вихревым) магнитным полем. На рисунке 41, а, б показано возрастающее магнитное поле и зависимое от него вихревое электрическое поле.
Вопрос: может ли переменное электрическое поле порождать переменное магнитное поле? В вопросе суть гипотезы Максвелла. На рисунке 42, а, б изображён сам процесс.
Переменные электрические и магнитные поля не могут существовать друг без друга. Их взаимосвязь позволяет сделать вывод о существовании единого электромагнитного поля.
Показывают опыт с цепочкой Брегга (рис. 43). Оборудование: два-три замкнутых сердечника от универсального трансформатора, катушки от прибора “Магнитное поле кругового тока” или другие, гальванометр, источник тока (аккумулятор или выпрямитель ВС 4-12), ключ, провода. Ключ замыкают на доли секунды.
Вопросы для обсуждения: что происходит в первой катушке при замыкании ключа? К чему это приводит? Что происходит при пронизывании переменным магнитным полем второй катушки? Так рассматривается вся цепочка причинно-следственных отношений. Опыт позволяет моделировать процесс распространения электромагнитного поля.
При замкнутом ключе стационарное электрическое поле и ток создают постоянное магнитное поле, которое не может во второй катушке создать электрическое поле. На следующем уроке один из школьников должен повторить опыт и объяснить его.
IV. При подведении итогов урока ещё раз обсуждают вопросы: какое явление изучалось в пройденной теме? В чём оно состоит? Какова его природа? Каков закон этого явления?
Домашнее задание: § 12* (3, 4); упр. на с. 52 (2).